Многочисленные тексты Корана и сунны свидетельствуют об истинности заступничества в день воскресения. Благодаря этому заступничеству многие из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху, будут спасены от наказания в Аду и войдут в Рай, и отрицают это только заблудшие и грешники. Имам аль-Аджурри писал: «Знайте, да смилостивится над вами Аллах, что те, которые отрицают заступничество, полагают, что попавшие в Ад никогда не выйдут оттуда. Так считают мутазилиты, отрицающие заступничество и многое из того, что подтверждается Писанием Могучего и Великого Аллаха и сунной Его Посланника, и сунной его сподвижников и их верных последователей, а также высказываниями мусульманских правоведов».
Просьба о заступничестве — это мольба и просьба о мольбе, и Священный Коран запрещает обращаться с такой просьбой к умершему человеку. При жизни Пророка мусульмане приходили к нему и просили его заступиться за них, и он обращался за них с мольбой к Аллаху. Однако просить его об этом после его смерти — значит взывать к нему за помощью, просить его о том, что больше не находится в его власти, поскольку с уходом из этого мира деяния, совершаемые человеком, прекращаются. Всевышний Аллах сказал: «Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?» (сура 21 «Пророки», аят 34)
;
«Воистину, ты смертен, и они смертны» (сура 39 «Толпы», аят 30)
.
Обращение с просьбой о заступничестве к Пророку после его смерти является проявлением многобожия и приобщением сотоварищей к Аллаху. Ни одно из творений, будь то пророк-посланец или приближенный ангел, не заслуживает того, чтобы человек поклонялся ему и взывал к нему с мольбой, ибо правом на поклонение обладает только Господь миров. Коран гласит: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура 72 «Джинны», аят 18)
;
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (сура 17 «Ночной перенос», аят 57)
. Аятов и хадисов на эту тему очень много.
Заступничество целиком принадлежит Аллаху, и никто не сможет ходатайствовать перед Ним без Его дозволения. Он один будет решать, кто заслуживает заступничества, а кто нет, и поэтому просить о заступничестве полагается только Его: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены”» (сура 39 «Толпы», аят 44)
;
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2 «Корова», аят 255)
.
Передают со слов Абу Хурейры, что однажды он спросил Пророка: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, от чистого сердца». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и ан-Насаи. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк сказал: «У каждого пророка была молитва, которую Аллах не оставлял без ответа. Все пророки поспешили со своими молитвами, а я приберег свою для заступничества за моих последователей в день воскресения, и заслужит его, если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая сотоварищей к Аллаху». Это значит, что заступничества будут удостоены только те, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху в поклонении. Если же человек взывает с мольбой к Посланнику, то он приобщает сотоварищей к Аллаху и фактически лишает себя заступничества.
Такой человек не заслуживает милости Господа, поскольку он не выполнил важнейшую из возложенных на него обязанностей, не выполнил то, ради чего он был сотворен. Он отказался от высокой чести быть рабом Единственного Создателя и унизился перед подобным себе, перед человеком, который сам нуждается в милости и поддержке своего Господа. Он приравнял слабое и беспомощное создание, пусть даже Божьего избранника, к Всемогущему и Самодостаточному Творцу. Он обратился за помощью к тому, кто был не способен принести пользу даже себе самому, ведь в Коране сказано: «Скажи: “Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня”» (сура 7 «Ограды», аят 188)
.
Таким образом, обращение к Пророку с просьбой о заступничестве является тяжким грехом, подрывающим основы единобожия, разрушающим веру и обрекающим человека на тяжкие страдания. И только Аллах способен наставить человека на прямой путь!