Любим ли мы Аллаха, нашего Милостивого и Прощающего Господа? Для мусульманина вопрос кажется слишком банальным. Разве не любовь к Всевышнему Аллаху заставляет его отказываться от сладкого сна и подниматься на рассветную молитву? Разве не любовь к Аллаху подвигает его на совершение добрых дел и раздачу милостыни? Но любим ли мы Аллаха настолько, чтобы полностью довериться Ему и отказаться от всего запретного?
Всевышний ждёт от нас не просто любви. Он не хочет, чтобы кто-либо или что-либо занимало в нашем сердце больше места, чем Он. Как сказано в Коране: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят 165)
. Эта совершенно особенная любовь побуждает превозносить и славить Аллаха, смиряться перед Ним, повиноваться Ему и отдавать Ему предпочтение перед всем остальным. И многое случается с нами именно для того, чтобы мы научились любить Аллаха сильнее и признали в Нём своего Покровителя и Защитника. Проще говоря, Аллах испытывает нас любовью к Нему.
Помните, как Господь испытал Ибрахима, приказав ему зарезать сына, которого тот полюбил всем сердцем? Кто из нас прошёл бы через такое испытание? Или даже через меньшее? Как говорится в Коране, если бы Аллах предписал нам убить самих себя или бросить наши дома, то лишь немногие подчинились бы (4:66)
. До того желанны для нас мирские блага и удовольствия! Но Аллах сжалился над нами и не обременил нас тяжёлыми повинностями, и все веления Его ниспосланы для нашего же блага, ибо пользу от них получаем только мы сами.
Аллах заслуживает того, чтобы мы любили Его сильнее, чем всех и вся. Он заслуживает самой чистой и совершенной любви, потому что Он прекрасен и прекрасны Его имена, качества и деяния. Он заслуживает нашей любви, потому что Он не перестаёт одарять нас благами и заботиться о нас, даже когда мы забываем Его или грешим. Чем больше человек познаёт Аллаха, тем сильнее и осознаннее становится его любовь к Нему. Она заставляет его смириться перед Аллахом и трепетать перед Ним, наполняет его сердце желанием поклоняться Аллаху и жертвовать ради Него тем, что он имеет. Поэтому поклонение — это результат наивысшей любви и наивысшего смирения.
Но одной любви к Аллаху недостаточно для того, чтобы Он возлюбил нас и принял наше поклонение. Нужно ещё возлюбить то, что Аллах любит, и тех, кого Он любит. Эта любовь требует не только чистых помыслов, но и ясного знания, и именно она делает человека верующим и отделяет его от неверия. Для разъяснения этой формы любви Всевышний отправил посланников и ниспослал Писания, и в Коране сказано: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах — Прощающий, Милующий”» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 31)
.
Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, было велено сказать эти слова, потому что он пришёл, чтобы указать нам на прямой путь и на своём примере показать, как можно безопасно пройти им. Он принёс нам Писание Аллаха и разъяснил его повеления и запреты, притчи и повествования. И нет иного способа заслужить довольство Аллаха и обрести Его любовь, кроме как последовать за этим Пророком и повиноваться ему. Тот, кто поступает так, действительно любит Аллаха и ищет встречи с Ним, а тот, кто заверяет о своей любви к Аллаху, но не следует путём Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всего лишь говорит пустые слова. Его заверения не принесут ему пользы, и его деяния свидетельствуют против него.
Осознание этого побуждает верующего любить Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и дорожить руководством, которое он оставил нам, а также любить его семью, его сподвижников и всех, кто следует его путём. Эта любовь — ради Аллаха и подчинена любви к Аллаху, и вырасти до неё удаётся лишь тем, кто подчиняет свои желания Его божественной воле. Поэтому Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У того вера совершенна, кто любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, отдаёт ради Аллаха и отказывает ради Аллаха» [Абу Давуд 4681].
Любить ради Аллаха трудно, потому что эта любовь не связана с материальной выгодой и корыстными интересами. Любить Аллаха совершенно естественно, когда ты осознаёшь, что постоянно пользуешься Его дарами. Душа по природе своей тянется к тому, кто делает ей добро и удовлетворяет её желания. Любить же ради Аллаха нужно не потому, что это нравится нафсу, а лишь потому, что Аллах любит какого-то человека или какое-то деяние, и чем сильнее Он любит их, тем сильнее ты должен полюбить их. Такое состояние души не что иное, как милость Аллаха, и поэтому в Коране сказано: «Он сплотил их сердца. Если бы ты пожертвовал всё, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, но Аллах сплотил их» (сура 8 «Военная добыча», аят 63)
. Абдаллах ибн Масуд говорил, что этот аят ниспослан о тех, кто возлюбил друг друга ради Аллаха [Табари 11/258].
Это значит, что любовь ради Аллаха следует вымаливать у Аллаха и бережливо относиться к её зёрнам, когда они западают в душу, давая им прорасти и пустить корни. Нужно заботиться о каждом благодеянии, которому Аллах обучил нас, не пренебрегая им в тот час, когда оно может приблизить нас к Аллаху. И нужно воспитывать в себе любовь к верующим, замечая в них лучшие качества и находя оправдания их недостаткам, пусть даже со стороны это выглядит легкомыслием и простодушием. Если же ты замечаешь в себе неприязнь к верующим или к какому-либо из благодеяний, приближающих к Аллаху, то задумайся над своим положением и постарайся избавиться от этого недуга.
Ибн Раджаб пишет: «Для того чтобы любовь к Аллаху была полной, нужно любить то, что Он любит, и испытывать неприязнь к тому, что Ему противно. Тот же, кто любит что-то противное Аллаху или питает неприязнь к тому, что Он любит, не исповедует единобожие полностью и не до конца верен слову ля иляха илля-Ллах. И тем больше в нём скрытого многобожия, чем сильнее его неприязнь к тому, что любит Аллах, и его любовь к тому, что Ему противно. Всевышний сказал: “Это за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и за то, что им было противно то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния” (47:28)
» [Ибн Раджаб. Таухид [1]/59].