Верующий видит мир сердцем, полным добра и любви к Аллаху и Его творению. Он отзывчив и помогает людям, даже когда ему не отвечают взаимностью. Он ищет оправдание оступившимся и прощает обидчиков, молится за них и желает им спасения. Невозможно истинно верить в Бога и поступать иначе, молить о любви и прощении, а самому ненавидеть и помышлять об отмщении. Нафс злобен и злопамятен, но верующий не угождает ему. Он приучает себя творить добро всем и усердно молится об этом.
Всевышний сказал: «Вот вы любите их, а они не любят вас» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 119)
, то есть вы, мусульмане, искренни в отношениях с другими, желаете им добра и надеетесь пробудить в них лучшие чувства. Своей добротой вы стараетесь растопить лёд недоверия и расположить к себе людей, чтобы они возлюбили Бога и узрели свет, который Он ниспослал. Но не будьте наивными и не теряйте бдительности: ваше желание сторониться низких поступков раздражает многих. «Они не упускают случая навредить вам и хотят, чтобы вы попали в трудное положение. Ненависть уже проявилась у них на устах, но то, что скрывают их сердца, ещё хуже» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 118)
.
Как и у всех людей, у вас много недостатков. Вы тоже совершаете не лучшие поступки, часто ошибаетесь и грешите. Но не это вызывает недовольство тех, которые не впустили веру в свои сердца. Они не любят вас за то, что вызывает уважение, и упрекают вас в том, что заслуживает похвалы. Всевышний сказал: «Они хотят, чтобы вы стали неверующими, как они сами стали неверующими, и чтобы вы стали равны» (сура 4 «Женщины», аят 89)
. От невежества рождается неистовство их, и ослеплены они страстями своими, и не ведают они того, что творят.
Враждебность и несправедливость, конечно же, возмущают верующего и подвигают его на сопротивление злу. Но в этом благородном порыве нужно не уподобиться тем, кто сделал ненависть своим водителем и поводырём. Вот настоящее испытание, пройти которое удаётся только искренним. Столкнуться с несправедливостью и не озлобиться. Одержать верх и не насладиться превосходством над противником. Узнать человека близко и не отвернуться от него, особенно когда он нуждается в твоей помощи. Пусть он грешен и заслуживает упрёка, но взыскивать с него будет Милостивый, Который знает сердца Своих рабов и любит прощать.
Потому и сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Верующий наивен и великодушен, а грешник лжив и низок» [Ахмад 9107, Абу Давуд 4790, Тирмизи 1964]. Рассказывают, что Абдаллах ибн Умар, если ему нравилось что-либо из его имущества, жертвовал им ради Аллаха. Его рабы знали эту черту его характера, и некоторые из них начинали часто посещать мечеть, чтобы Ибн Умар подарил им свободу. Иногда ему говорили: «Абу Абд-ар-Рахман, ей-Богу, они обманывают тебя». Он же отвечал: «Если кто-либо обманывает нас именем Аллаха, то мы обманываемся» [Тарих Димашк 31/133, Марифа ас-сахаба [1]/1709].
Обманываемся не потому, что хотим этого или не видим злого умысла. Просто хочется верить людям, надеяться на лучшее и делать добро ради Аллаха, во власти Которого спасти и наставить заблудших. Ведь добрые дела сохраняются не только в книгах благородных ангелов-хранителей. Они западают даже в закоснелые сердца и могут прорасти сразу или же сохраниться в них, подобно семенам подорожника в земле, чтобы проснуться спустя годы и принести свои плоды. Разве не смягчались сердца злейших врагов ислама, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оказывал им уважение и щедро одарял их? Анас ибн Малик рассказывал, что одному человеку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подарил большое стадо овец, которое занимало всю долину между горами, и тот человек пришёл к своим родным и сказал: «Примите ислам, потому что Мухаммад одаряет, как человек, который не боится бедности». Анас сказал: «Бывало, что человек принимал ислам только ради мирских благ, но совсем скоро ислам становился для него желаннее, чем этот мир со всем, что есть в нём» [Муслим 2312].
Понимание того, что кто-то может использовать его в своих эгоистических интересах, не удерживает верующего от совершения добра. Вместе с тем он не позволяет людям злоупотреблять своей добротой, открытостью и доверчивостью. Ислам призывает нас быть бдительными и прозорливыми, учиться мудрости и не повторять ошибок, подавая хороший пример сильным и даря надежду слабым. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» [Бухари 6133, Муслим 2998].
У этого хадиса есть предыстория: среди язычников, которые попали в плен во время битвы при Бадре, был бедный поэт Абу Азза аль-Джумахи. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, пожалел его и подарил ему свободу, взяв с него обещание не высмеивать мусульман и никого подстрекать к войне против них. Вернувшись в Мекку, Абу Азза не сдержал слова, а во время битвы при Ухуде он снова попал в плен. В этот раз, когда он попросил о пощаде, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Где обещание, которое ты дал мне?! Клянусь Аллахом, ты не будешь потирать свои щёки в Мекке, говоря: “Я дважды посмеялся над Мухаммадом”». Абу Азза был казнён, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» [Тальхис 4/202].
Делать добро и проявлять великодушие приятнее, чем спрашивать за обиды, и сожаление о том, что ты не проявил терпение, горше, чем сожаление о том, что ты проявил мягкость и милосердие. Но когда речь идёт не о заурядном невежестве и когда молчание развязывает руки притеснителю и толкает его на более дерзкие преступления, то мусульманину разрешается постоять за себя и ответить обидчику тем же, не бесчинствуя и не преступая меру. Как сказал Всевышний: «Если кто-нибудь покушается на вас, то и вы покушайтесь на него, как он покусился на вас» (сура 2 «Корова», аят 194)
. То есть защищайтесь и давайте отпор вашим врагам, когда они посягают на вашу жизнь или ваше имущество, когда они совершают агрессию против вашей страны или угрожают вашей безопасности. Этот аят побуждает верующих быть на страже своей веры, своего дома и своей семьи, иметь попечение не только о личных делах, но и о том, что касается общественных интересов, ибо худшее из посягательств — то, которое вредит благополучию многих людей и народов.