Нет у человека никого ближе, чем Аллах. Он сотворил нас и заботится о нас. Он ближе к любому из нас, чем его ярёмная вена, и Он посылает ангелов, которые оберегают нас. Он отвечает на наши мольбы, избавляет от нужды и одаряет благами. И Он ревнует, когда человек ослушивается Его, или привязывается к кому-либо больше, чем к Аллаху, или благодарит кого-то другого за блага, что посылает ему Аллах.
Испытывая потребность в общении или поддержке, мы встречаемся с родственниками, окружаем себя друзьями и знакомыми, находим партнёров и единомышленников. Общие заботы и интересы сближают нас, но как непрочно всё это, будто марево, будто дом на песке. Расходятся жизненные пути, и от прежней дружбы остаются лишь тусклые воспоминания. Сталкиваются интересы, и на место старых партнёров приходят новые. Правда, есть ещё любовь. Ничто не сближает наши пути и устремления так, как любовь, но она требует самопожертвования и близости с тем, кого ты любишь, по крайней мере эмоциональной. И вот когда уровень эмоциональной близости падает, даже влюблённый понимает, что без Бога всё, что есть вокруг, — ничто.
Только любовь к Богу и ради Него наполняет смыслом нашу жизнь, наши отношения и чувства. Только в Боге любящие сердца могут по-настоящему породниться и открыться друг другу. Только на пути к Богу возможно духовное единение, и только Он никогда не оставит тебя, пока ты не оставишь Его. Его милость к нам велика, и блага, которыми Он одаряет нас, неисчислимы, но ещё больше Он приготовил для тех, кто предался Ему и поверил Ему.
В одном из преданий израильтян сообщается, что Всевышний сказал: «О сын Адама, Я создал тебя для Себя, так не предавайся же забавам, и Я обязался накормить тебя, так не изнуряй же себя трудом. Ищи Меня, и ты найдёшь Меня, и когда ты найдёшь Меня, то обретёшь всё. Но если ты не найдёшь Меня, то лишишься всего. И ты должен любить Меня больше всего». Всевышний также сказал: «О сын Адама, Я создал тебя для Себя и создал всё остальное для тебя. И поскольку Я имею право на тебя, пусть то, что Я создал для тебя, не отвлекает тебя от того, для чего Я создал тебя» [Тарик аль-хиджратайн [1]/526].
Но человеку так свойственно забывать об Аллахе, когда у него нет проблем с деньгами, здоровьем или на работе. Всевышний сказал: «Нет, человек поистине переходит меру, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 6-7)
. Успешный человек начинает верить только в свой успех. А ведь наше благополучие такое хрупкое и уязвимое, и стоит трудностям слегка коснуться нас, как мы начинаем взывать к Аллаху и искать способы приблизиться к Нему. В такие времена люди знающие пытаются ускорить принятие своих молитв добрыми делами, а незнающие ищут посредников, чтобы те заступились за них перед Всевышним. Кое-кто из них даже раздаёт обеты, что обязательно будет помогать бедным, если Аллах поможет ему или избавит его от беды.
Если бы они понимали, как много значат такие договоры и какое значение им придают на небесах! Ведь Аллах одаряет людей благами и избавляет их от несчастий, когда они обещают Ему стать лучше и праведнее. Но если после этого они нарушают своё обещание, то Он наказывает их, «вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили обещание, данное Аллаху, и за то, что они лгали» (сура 9 «Покаяние», аят 77)
.
Как же не похоже Его наказание на то, как люди наказывают друг друга! Оно совсем другое и приходит оттуда, откуда человек ждёт его меньше всего. Болезни, лишения, неудачи, потери — всё это часть земного испытания, через которое проходят и праведники, и грешники. Оно приносит печаль, но в нём есть и много блага. Настоящее наказание, в котором нет никакого блага, — это отдаление от милости Всевышнего. И лицемерие.
Почему лицемерие? Потому что лицемеры говорят и думают, что они веруют в Бога. Они даже совершают добрые дела. Но они веруют по-своему, как им удобно, не обременяя себя религиозными обязанностями, не создавая для себя лишних хлопот, лишь бы их дела шли хорошо, и дома всегда был достаток, и все родные были здоровы и счастливы. Верующие тоже хотят жить беззаботно и в достатке. Ещё как хотят и просят об этом Аллаха. Но когда приходится выбирать между богатством в этой жизни и спасением после смерти, они без раздумий выбирают жизнь вечную, и довольству Всевышнего они всегда отдают предпочтение перед довольством людей. Это их особая черта, которой нет у лицемеров.
А есть и другие, которые мало вспоминают о Боге, потому что ходят в великой гордыне. Они не сразу стали такими, но богатство, которое они приобретали не всегда честным путём, и власть, которой они распоряжались не лучшим образом, изменили их. Они забыли об Аллахе, и Он заставил их забыть о том, кем они были и для чего были сотворены. И они решили, что сами добились всего хорошего, что случилось с ними. Они говорят: «Мы без устали работали, пока другие отдыхали, и мы рисковали там, где другие боязливо отступали, и мы много учились. Наши знания и умения — вот что сделало нас теми, кем мы стали». Коран отвечает им: «Нет, это искушение, но большинство из них не знают» (сура 39 «Толпы», аят 49)
.
Они не осознают величия Аллаха и Его замысла. Ведь Он создал мир не потому, что нуждался в ангелах или людях, и не потому, что страдал от одиночества. Он самодостаточен и оказал милость всему сущему, указав путь каждому творению, чтобы во Вселенной царили справедливость и порядок. Такой порядок, который в конечном итоге во благо самого же человека. Нужно лишь принять его и встать на путь поклонения Аллаху. Но стоит зайти речи о поклонении Аллаху, как их больные сердца сжимаются и ими овладевает гордыня. «Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь» (сура 39 «Толпы», аят 45)
.
Вы думаете, что они не боятся Аллаха? Конечно, боятся. Они боятся того, что Аллах внезапно лишит их власти и богатства, и тогда они станут ничем в глазах людей. Поэтому они пытаются задобрить Его, подавая милостыню и совершая приношения. Некоторые из них поступают так искренне ради Аллаха, и бывает, что Он прощает их и возвращает на прямой путь. А другие лишают себя этого, ибо даже милостыню свою они подают не больным и слабым, а жрецам в святилищах, а когда молятся, то молятся не Аллаху, а вымышленным богам и заступникам, потому что они — люди неразумеющие.