Нет такого праведного человека, который не совершал бы грехов, но даже малые оплошности учёного всегда более заметны, чем большие грехи простого человека. Стоит учёному оступиться, как люди завистливые и вредные сразу же распространяют сплетни и стараются очернить его. Правильно говорят, что камни бросают в дерево, которое даёт плоды. Иной раз даже мусульмане охотно злословят об ошибках имамов и проповедников, оправдывая себя тем, что предостерегать от заблуждений важнее, чем обучать прямому пути. И ошибки имамов действительно таят в себе большую опасность для уммы, потому что мусульмане равняются на них, прислушиваются к их фетвам и советам. Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Ислам разрушают три вещи: ошибка учёного, споры лицемера о Коране и имамы, вводящие в заблуждение» [Сыфа ан-нифак [1]/43].
Праведные предшественники призывали верующих быть бдительными и обучаться религии только у людей правдивых, заслуживающих доверия, обладающих твёрдыми знаниями и поступающих в соответствии с ними. Абдаллах ибн Масуд говорил: «Люди будут жить в благополучии, пока они берут знания у старших, заслуживающих доверия и учёных людей, и они погибнут, когда начнут брать его у молодых и худших среди них» [Насыха [1]/93]. Имам Малик же сказал: «Знания нельзя брать у четверых: глупца, который открыто говорит глупости, и того, кто следует своим страстям и призывает к ним, и того, кто известен своей лживостью, даже если он не лжёт от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и того, кто обладает достоинствами и праведностью, пока не известно, как он поведёт себя дальше» [Джами баян аль-ильм [1]/821].
Эти четыре категории людей, претендующих на знания, представляют собой наибольшую опасность. И хотя у них разные мотивы и намерения, все они говорят об исламе без знания, распространяют еретические новшества и отворачивают людей от Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Между собой они не согласны во многом, но ни к кому они не питают большей неприязни, чем к приверженцам Сунны, которые опираются на ясные доводы и оберегают чистоту ислама. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «В каждом поколении этим знанием владеют справедливые, которые очищают его от искажений излишествующих, вымыслов заблудших и толкований невежд» [Баззар 9423, 9424, Мишкат аль-масабих 248].
Но разве только лицемеры и нововведенцы были причиной распространения заблуждений среди мусульман? Сколько ошибок в акыде и религиозной практике появилось по причине неверного иджтихада имамов! И сколько раз искренние и богобоязненные учёные отказывались от своих прежних воззрений, публично раскаивались в них и опровергали их в трактатах и посланиях. Они очистили свою совесть перед Аллахом, но не сумели очистить сердца людей от тех сомнений, что они поселили в них. Выдающийся сподвижник Абдаллах ибн Аббас сказал: «Горе тем, кто следует за учёным, от ошибок этого учёного!» Его спросили: «Что это значит?» Он сказал: «Учёный высказывает своё мнение, а потом встречает того, кто знает о Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, больше него, и он отказывается от своего мнения, а его последователи продолжают держаться за него» [Мувафакат 4/90].
А бывает и так, что человек обладает знаниями о Коране и Сунне, но не живёт в соответствии с ними. Из-за маловерия и любви к мирским благам он продаёт знамения Аллаха задёшево и причиняет исламу не меньший вред, чем те, кто откровенно враждует с мусульманами. Об этом пишет Ибн аль-Каййим: «Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами. И каждый раз, когда слова их говорят людям: “Давайте же!”, их дела говорят им: “Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву”. Они прикидываются проводниками, а на самом деле они — разбойники-грабители» [Фаваид [1]/85].
Но если человек известен своими знаниями и благочестием, если в своих суждениях он опирается на Коран и Сунну и руководствуется пониманием первых мусульман и праведных имамов, то нельзя дискредитировать его в глазах людей только за то, что он где-то оступился или имеет особое мнение в каких-то вопросах иджтихада. За свои знания и старания на пути Всевышнего он больше всего заслуживает того, чтобы верующие отнеслись к нему снисходительно и с пониманием. Абд-аль-Азиз ибн Абу Раввад, имам мекканского Харама и один из знатоков хадисов, сказал: «Когда ваши предшественники замечали у своего брата недостаток, они увещевали его по-доброму, получая награду за то, что призывали к добру и удерживали от зла, а эти обижают своего товарища, выводят его из себя и позорят его» [Джами аль-улюм 1/258].
Никто из нас не владеет истиной, и каждый пытается приблизиться к ней по мере своих сил и возможностей. И самые правильные знания — те, которые делают нас более праведными и богобоязненными, украшают наш нрав и помогают нам любить мусульман, ценить их за лучшие из их качеств и прощать им их ошибки. Это не значит, что ошибкам учёных нужно потакать или вовсе не замечать их, но исправлять их нужно мягко и не привлекая к этому лишнего внимания, не ущемляя их достоинство и не принижая их заслуг. И хотя в истории ислама много примеров того, как жёстко и нетерпимо относились некоторые имамы к другим учёным, с которыми они расходились во взглядах, это совершенно не означает того, что поступать так правильно по отношению ко всем и всегда.
Комментируя жёсткие высказывания имама Ибн Хузаймы о тех, кто не признаёт вознесение Аллаха на Трон или считает Коран творением, имам аз-Захаби называет их «грубыми и неприемлемыми для многих поздних улемов». Далее он пишет: «Праведные предшественники не вдавались в рационалистические истолкования божественных атрибутов. Они просто верили в них и довольствовались этим, признавая знание о них за Аллахом и Его Посланником. Если же каждого, кто допустил ошибку в иджтихаде, мы посчитаем непригодным и обвиним в нововведении, несмотря на действительность его веры и его желание следовать истине, то лишь немногие из имамов спасутся от нас» [Сияр 14/376].