Человек не создан для смерти и проходит через муки смерти для того, чтобы навсегда освободиться от неё. Но вечную жизнь обретают только праведники, которые уверовали в Аллаха и покаялись перед Ним. Они войдут в Райские сады и поселятся вблизи от Милостивого Господа, где не познают ни страха, ни печали, ни тревоги. Они тосковали по своему Господу и ради встречи с Ним отказывались от запретного, сомнительного и многого из дозволенного. Они мало спали, проводя ночи в молитве, и отказывались от еды и питья днём, когда постились. Они надеялись получить за это прекрасную награду, но даже подумать не могли, что она будет настолько щедрой и удивительной. Как сказал Всевышний: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17)
. А в хадисе кудси говорится: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши и о чём даже не помышляла душа человека» [Бухари 4779, Муслим 2824].
Всевышний поселит их в высоких дворцах среди фруктовых садов и рек винных, молочных и медовых. Они пребудут в чертогах мирных и безопасных, из которых можно видеть то, что происходит снаружи, а снаружи можно видеть то, что там внутри. И отдыхать со своими жёнами они будут в высоких шатрах из огромных полых жемчужин, и вечно юные отроки будут обходить их с напитками и яствами, которые они пожелают. На них будут шёлковые одежды из атласа и парчи и браслеты из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями и жемчугами. И восседать они будут на прекрасных коврах, облокотившись на подушки.
Все обитатели Рая будут вечно молодыми в возрасте тридцать три года. В их сердцах не останется злобы, и они будут совершенно любить друг друга и смотреть друг другу в лицо. Они будут встречаться и проводить время вместе, есть, пить и веселиться, и ничто не будет омрачать их радость, и никто не будет строить против них козни. Они будут вспоминать то, что происходило с ними в земной жизни, и благодарить Аллаха за то, что Он оказал им милость и спас их от плохого конца. И ангелы будут приветствовать их миром и оказывать им всяческие почести, и не прейдёт их слава во веки веков.
Передают со слов Усамы ибн Зайда, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Кто готов трудиться ради Рая? Поистине, Рай бесподобен. Клянусь Господом Каабы, там сияет свет и шевелятся благоухающие травы, возвышаются дворцы и текут реки. Там много спелых фруктов, распрекрасные жёны и разные одежды. Там вечно пребывают в блаженстве и радости в высоких, надёжных и красивых домах». Люди сказали: «Мы готовы трудиться ради него!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скажите: “Если так пожелает Аллах”» [Ибн Маджа 4332, Сильсиля даифа 3358].
Величайшей же честью для обитателей Рая станет лицезрение Господа. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, раздастся глас: “О обитатели Рая! Из обещанного Аллахом осталось то, что вы ещё не увидели”. Они скажут: “Что же это? Разве Он не сделал светлыми наши лица, не отдалил нас от Ада и не ввёл в Рай?” Тогда Аллах поднимет покрывало, и они будут лицезреть Его, и ничто из дарованного Аллахом не будет для них желаннее этого». Потом он прочёл аят: «Тем, которые делали наилучшее, уготовано наилучшее и прибавка» (10:26)
[Ибн Абу Хатим 10340, Табари 12/160]. Наилучшее — это блаженство в Раю, а прибавка — это возможность увидеть Аллаха в божественной славе.
Те же, которые не уверовали и поклонялись идолам и ложным богам, будут отделены от Аллаха и брошены в Ад. Их будут подвергать разным истязаниям, которые они считали ложью и над которыми они насмехались. «Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа» (сура 22 «Хадж», аяты 19-20)
. «Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (сура 23 «Верующие», аят 104)
. «Они останутся там на века, не вкушая ни прохлады, ни питья, а только кипяток и гной» (сура 78 «Весть», аяты 23-25)
.
Муки и унижения сделают существование грешников в Аду невыносимым. Смерть, от которой эти несчастные бежали в ближней жизни, станет пределом их желаний. Она будет приходить к ним отовсюду, но они не умрут и не будут жить. Для них не будет вечной жизни, а только вечная погибель и вечное проклятие. В отчаянии они будут молить стража Ада: «О Малик, пусть твой Господь покончит с нами». Но он не будет отвечать им, а потом скажет: «Вы останетесь тут навсегда!» (сура 43 «Украшения», аят 77)
. Тогда они взмолятся: «Господи, выведи нас отсюда, и если после этого мы снова будем грешить, то мы в самом деле будем беззаконниками». И Господь скажет им: «Сгиньте там и не говорите со Мной!» (сура 23 «Верующие», аят 108)
. Абу ад-Дарда рассказывал, что после этого грешники потеряют надежду на избавление от мучений и будут только тяжело вздыхать и призывать на себя погибель [Табари 17/123].
Всевышний предостерегает нас от этих ужасов не потому, что Он желает причинять нам мучения. Он — Милостивый и не любит наказывать Своих рабов, а иначе Он не давал бы грешникам отсрочку и не посылал бы столько предупреждений. И все запреты и повеления Его только для того, чтобы указать нам кратчайший и самый безопасный путь к Его милости и облегчить нам возвращение в обитель мира. Сторониться грехов в этой жизни и терпеть всякие трудности и лишения безусловно легче, чем переносить мучения в могиле или в Аду. Но тех, кто сам выбрал мучения, Он бросит в огонь и забудет про них. Его слово неизменно, а Он сказал шайтану: «Ступай прочь отсюда презренным и отверженным. Кто бы из них ни последовал за тобой, клянусь, Я заполню Геенну всеми вами» (сура 7 «Ограды», аят 18)
.
Пусть же твои помыслы и старания будут о том, как избежать вечного проклятия и обрести вечную жизнь. Это настоящий успех, ради которого стоит трудиться и состязаться друг с другом, а без него всё ничто. Никакие земные радости, никакие богатства и почести не сравнятся с ним. Берегись же променять на них довольство твоего Господа и не продавай вечное за ничтожное. Обратись к Аллаху и покорись Ему, и будешь самым счастливым среди людей. Ищи Его так, как заблудившийся в пустыне ищет воду, и обретёшь Его. Зови Его так, как утопающий зовёт на помощь, и получишь то, что желаешь.