Как бы ни относился верующий к богатству или бедности, какое бы из этих двух испытаний ни выпало на его долю, он должен победить в себе праздность, которая приносит много зла самому человеку и обществу в целом. Праздная жизнь расслабляет и мешает добиваться успеха как в мирских делах, так и на пути к довольству Господа. Сколько бед случается по причине праздности и безделья, сколько сомнений и печалей посещают сердца тех, кто не занят трудами! Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, каждое утро искал у Аллаха защиты от лености, и он разъяснял, что лень — от шайтана и маловерия.
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них, [чтобы проверить их надёжность, а потом говорит]: “Ночь твоя будет долгой. Спи!” Если, проснувшись, человек помянет Аллаха, то развяжется один узел, если он совершит омовение, то развяжется другой узел, а если он совершит молитву, то развяжется и третий узел, и он встретит утро бодрым и довольным, а иначе он проснётся в плохом настроении и вялым» [Бухари 1142, Муслим 776].
Ислам порицает леность и побуждает трудиться, приобретать полезные знания и навыки, не останавливаться на достигнутом и покорять новые вершины. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда кто-то из вас, выполняя какую-нибудь работу, делает это с умением» [Хайсами 6460, Сильсиля сахиха 1113]. Верующего красят не только благонравие и набожность, но и трудолюбие, умелость, аккуратность. Ведь если Всевышний любит работу, выполненную наилучшим образом, то Ему неугодна работа, выполненная небрежно, с изъянами и не вовремя.
Ни поклонение Аллаху, ни занятие призывом к Аллаху не оправдывают уклонение от работы или небрежное отношение к ней. Если даже человек богат и не нуждается в деньгах, работать и зарабатывать своим трудом, чтобы ещё больше расходовать на пути Аллаха, для него лучше, чем позволить пожертвованиям и прочим тратам истощить его капитал. Поэтому Суфьян ас-Саури говорил: «Оставить после себя десять тысяч дирхемов, за которые мне придётся ответить, мне нравится больше, чем нуждаться в людях» [Хилья аль-аулия 6/381]. Другой выдающийся богослов Суфьян ибн Уяйна сказал: «Если у вас есть какое-нибудь имущество, не дайте ему пропасть, потому что вы живёте в такое время, когда тот, кто нуждается в людях, в первую очередь жертвует своей религией» [Сирр мактум [1]/171, Раби аль-абрар 5/82].
Абдаллах ибн Умар рассказывал, что как-то раз мимо группы сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, прошёл мужчина крупного телосложения. Люди сказали: «Вот если бы он шёл на пути Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если он старается ради своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если он старается ради своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если он старается, чтобы не зависеть от людей, то он на пути Аллаха» [Шуаб аль-иман 7469].
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только удержал своих учеников от недостойных мыслей о ближнем, но и разъяснил им, что поклонение Аллаху не ограничивается молитвой, постом или милостыней. Трудиться и зарабатывать дозволенным путём для того, чтобы избавить от нужды себя и своих близких, тоже относится к поклонению и приближает человека к Всевышнему. В «Сахихе» приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше того, что он заработал своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Давуд ел то, что он зарабатывал своими руками» [Бухари 2072].
Пророк Давуд, мир ему, был царём и обладал огромной властью, и вместе с тем он занимался ремеслом кузнеца и ковал кольчуги. Всевышний сказал: «Мы сделали железо мягким для него» (сура 34 «Сава», аят 10)
. Не ковким, а мягким, подобно глине или тесту, и для этого ему не нужно было поддувать огонь и стучать молотом [Табари 19/222]. И другие Божьи посланники тоже трудились и работали, чтобы быть примером для верующих и не обременять их. Пророк Нух знал плотничье дело, что позволило ему смастерить ковчег. Пророк Муса, оказавшись в Мадиане, пас овец в течение восьми или десяти лет. Пророк Юсуф хорошо разбирался в государственных делах и занимал высокий пост в Египте. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в детстве пас овец, а в молодости занимался торговлей. До конца жизни он ни от кого не принимал обязательную милостыню и запретил это своим близким родственникам [Элементарный фикх [1]/1219].
Ар-Рагиб аль-Исфахани пишет: «Зарабатывать себе на жизнь хотя и относится к дозволенным занятиям, с другой стороны является обязательным. Поскольку человек может свободно предаться поклонению только после удовлетворения первейших нужд, удовлетворение их становится обязательным, потому что всё, что необходимо для выполнения обязательного, тоже обязательно. Если для этого он нуждается в чужом труде, он должен оплатить его, а иначе он поступит несправедливо» [Зариа [1]/266-267].
Верующему не подобает делать упование своим ремеслом, а милостыню — своим заработком. Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Если человек мне нравится, то я спрашиваю, владеет ли он каким-нибудь ремеслом, и если нет, то он падает в моих глазах» [Динавари 3005]. Абдаллаху ибн Умару не нравилось договариваться с невольниками о выкупе, если они не владели каким-нибудь ремеслом, и он говорил: «Ты станешь кормить меня нечистотами людей» [Абд-ар-Раззак 16412]. Он имел в виду, что если невольник не способен зарабатывать своим трудом, то для уплаты выкупа он станет собирать милостыню, а она подобна грязной воде, которая смывает людские грехи.
Рассказывают, что Саид ибн аль-Мусайяб говорил: «Кто постоянно сидит в мечети, бросая работу и принимая то, что приходит к нему, тот настойчиво выпрашивает милостыню» [Ислях аль-маль [1]/76], то есть совершает низкий поступок и в день воскрешения может оказаться среди тех, у кого на лице не останется ни кусочка плоти. Суфьян ас-Саури рассказывал, что когда он приехал в Басру, то пришёл к Юнусу ибн Убайду. Рядом с ним, боясь шелохнуться, сидели молодые люди, и Суфьян сказал им: «О чтецы, поднимите ваши головы. Вам разъяснили путь. Так трудитесь же и не будьте иждивенцами». Юнус посмотрел на них и сказал: «Уходите! Я не стану обучать вас до тех пор, пока вы не начнёте зарабатывать себе на жизнь». Суфьян сказал: «Они разошлись, и, клянусь Аллахом, после этого я никого из них не видел рядом с ним» [Хилья аль-аулия 6/382].
Для того чтобы пройти путём веры и знаний недостаточно одной только искренности. Нужны также смелость, решимость, терпение, дисциплина. Тот, кто готовится преуспеть на пути Аллаха, должен обезопасить себя от того, что может навредить его религии и мирской жизни, ослабить его решимость или испортить его намерение. Возможность зарабатывать честным путём делает верующего более свободным и уверенным. Тому, кто имеет достаток и не нуждается в людях, не приходится идти на компромисс в вопросах веры или продавать свою религию задёшево. Тот же, кто долго терпел нужду, может соблазниться и не выдержать даже лёгкого испытания богатством.