Люди ищут стабильности и хотят быть уверенными в завтрашнем дне. Переживая за свою судьбу, они так внимательно следят за новостями, будто они могут повлиять на ход событий или уклониться от бед, когда те наступят. Это естественное стремление к благополучию происходит от нашей слабости, от нашего внутреннего осознания того, как сильно мы зависим от обстоятельств и как непрочно наше положение, даже когда нет видимых причин для беспокойства.

Ощущать эту слабость настолько по-человечески, что чувства эти помогают нам оставаться людьми, сострадать, сочувствовать, прощать. А стоит человеку решить, что его власть непоколебима, как сердце его наполняется гордыней, жестокостью и безразличием. Он перестаёт благодарить Того, Кому он обязан своим благополучием, и начинает превозноситься над теми, кто нуждается в его помощи и защите. Как точно об этом сказано в Коране: «Нет, человек поистине переходит меру, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 6-7).

Верующий находит покой между этими двумя крайностями: чувством бессилия и самонадеянностью. Он не чувствует себя беспомощным, потому что полагается на своего Господа, Всесильного и Всемогущего, и не обольщается своими возможностями, потому что принимает их только как милость Аллаха, которую он не заслужил своими достоинствами и за которую будет спрошен. Он надеется на лучшее, но всегда готов к испытаниям, потому что для этого он пришёл в этот мир, а не для праздности и веселья.

Испытания — это возможность доказать свою преданность Господу, свою непоколебимую веру в Его обещание, свою готовность при любых обстоятельствах выполнять Его приказы, сторониться грехов и делать добро. Перед лицом трудностей верующий повторяет слова своих праведных предшественников, которые благодаря терпению и правдивости взошли на ступени, на которые нельзя подняться никаким другим способом: «Вот то, что обещал нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду» (сура 33 «Полчища», аят 22).

Тяжёлые болезни, потери близких, неурожайные годы, экономические кризисы — в эти непростые периоды одни вписывают свои имена в книги с именами праведников, а другие поддаются шайтану, о котором сказал Всевышний: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит вам мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 268). То есть шайтан занимает вас переживаниями о вашем мирском благополучии, чтобы отвлечь вас от конкретных дел, которые могут принести вам пользу в этой жизни и в мире вечном. И чем больше вы позволяете ему наущать вас, тем сильнее ваши страхи и переживания.

Разве сегодня нас не запугивают неопределённостью, безработицей, ростом цен? Нам внушают, кого нужно любить, кого ненавидеть, а кого бояться. Медиа, телевидение и интернет так внедрились в нашу жизнь, что мы не находим возможности думать самостоятельно и заниматься тем, что выходит за рамки расписанного для нас сценария. Но Аллах обещает нам прощение и милость, в этой жизни и после смерти, и Он всегда сдерживает обещание. «Или вы полагали, что войдёте в Рай и вас не постигнет судьба тех, кто жил до вас? Их поражали нужда, болезни и такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придёт помощь Аллаха?” Поистине, помощь Аллаха близка» (сура 2 «Корова», аят 214).

Помощь Аллаха обязательно придёт, и трудности сменятся облегчением. Однако прежде горькие испытания должны отделить правдивых от лжецов. И вот когда верующие используют все имевшиеся в их распоряжении средства, когда у них не останется надежды ни на кого, кроме Аллаха, а их враги возликуют, предвкушая скорую победу, Аллах вознаградит терпеливых и унизит нечестивцев. «[Так устроено] для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и женщин. Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 33 «Полчища», аят 73).

Мы точно знаем это, но торопимся и суетимся. Мы хотим скорейшего разрешения проблем и возвращения жизни в спокойное русло. Времена изменятся, и это обязательно произойдёт, но жить завтрашним днём — непозволительная роскошь для тех, кто готовится к встрече со своим Господом. Завтра будет новое испытание, и у него будут свои пути и свои герои. Наше испытание — сегодня, и пусть мы не всегда знаем, как правильно поступить, иногда достаточно просто ухватиться за спасительный канат, протянутый к нам с небес, чтобы уцелеть в период великих смут и искушений.

Сегодня мы можем лишь подготовить почву для того, чтобы будущие поколения добились большего и жили в лучшем мире. Для этого нужно превратить наши дома в михрабы, в которых мы боремся со своими страстями и учим своих детей жить правильно. Нужно, чтобы дух благочестия обитал не только в мечетях, но и на улицах городов и на рабочих местах. Нужно, чтобы ко всем делам нашим мы относились так же добросовестно и ревностно, как к молитвам во время паломничества, чтобы ряды наши были стройными и сомкнутыми не только на молитве, но и в повседневной жизни.

Говорят, что даже когда засуха затягивается, земля не теряет надежду на дождь. И мы тоже не должны терять надежду на пробуждение и милость Аллаха. Мы уже проспали свою полночь, а перед рассветом нужно больше молиться и просить прощения. И пусть мгла ещё не рассеялась, это всё равно самые благодатные часы для тех, кто готовится к новому дню. Трудный час, после которого ожидается облегчение, всегда слаще, чем годы благополучия, после которых должно свершиться возмездие. «Готовьте для себя [добрые дела], бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих» (сура 2 «Корова», аят 223).