Одно из распространённых заблуждений заключается в том, что религия уводит человека из мира реальности. Нет, человек сам сбегает от реальности, когда она начинает томить его. Одни прибегают к алкоголю или наркотикам для того, чтобы забыть о своих проблемах. Другие зачитываются любовными, фантастическими или детективными романами, чтобы погрузиться в иллюзорный мир, вполне соответствующий их мечтаниям и пристрастиям. Современные технологии и массовая культура породили новые изощрённые способы ухода от реальности, которые меняют не только мир вокруг, но и самого человека, его привычки, интересы и даже потребности.
Реальность же такова, что мы приходим в этот мир для испытания и уходим из него, чтобы ответить за наши деяния. Ислам помогает нам увидеть лицо и изнанку этого мира, полного услад и увеселений, чтобы мы могли пользоваться его благами и противостоять его соблазнам. То есть ислам возвращает нас к реальности, помогая нам жить полноценной жизнью. Как сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарит вам жизнь» (сура 8 «Военная добыча», аят 24)
.
Все предписания ислама направлены на то, чтобы наполнить нашу жизнь высшими смыслами и уберечь нас от всего вредоносного. И каждый, кто слышит эти ясные предписания, оказывается перед выбором: подчиниться воле Аллаха и Его Посланника или ослушаться, уступив своей прихоти, поставив её выше воли Аллаха и Его Посланника. Всевышний сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим прихотям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим прихотям без верного руководства от Аллаха?» (сура 28 «Рассказ», аят 50)
.
Человек не создан для этого мира, где всё вокруг обольщает и отвлекает от Бога. Но этот мир создан для него. Поэтому ислам учит познавать Вселенную и облегчать жизнь, ценить красоту и создавать прекрасное. Свет веры рассекает мрак отчаяния и рождает устремление. Но, как сказал поэт, любое стремление слепо, пока нет знания, и любое знание бесполезно, пока нет труда, и любой труд пуст, пока нет любви. Люди забывают это по мере того, как забывают Аллаха и Его заповеди. И среди верующих есть такие, которые невелики знаниями, и такие, которые вялы и неторопливы, и такие, которые не научились любить свои старания. Вера слабеет там, где человек подкармливает душу высокомерием, завистью и самонадеянностью.
Разве можно опускать руки, когда вокруг столько возможностей добиться успеха и принести пользу себе и окружающим? Разве не бездействие, малодушие и малограмотность усугубляют положение этой уммы? Вот почему шайтан, почувствовав в мусульманине стойкость, пытается внушить ему отвращение к этой жизни. Он знает, как мало пользы от верующего, который устал от жизни и потерял интерес к созидательному труду. Люди сторонятся его и не хотят быть похожими на него. Они видят в нём отчаявшегося неудачника, и порой его разговоры лишь отдаляют людей от ислама.
Аллах создал тебя в эту эпоху и в этой земле не случайно. Он создал этот мир для тебя, чтобы ты использовал блага, которые есть в нём, благоустраивал его и оберегал его от гибели и исчезновения. Он наделил тебя теми качествами, которые необходимы мусульманам для лучшего из того, что они могут сделать сегодня. Даже твои слабости ты можешь использовать наилучшим образом. Ведь Аллах не возлагает на человека больше, чем тот способен вынести. Он не поступает с нами несправедливо — мы сами бываем несправедливы к себе, когда перестаём верить в то, что способны изменить мир к лучшему, когда смиряемся с ролью неудачников и проигравших, когда опускаем руки и укрываемся в кельях, но не в молитве и размышлении, а в ненависти, разъедающей душу и лишающей сил.
Мы словно забываем, что Аллах облегчает положение тех, кто испытывает трудности, и дарует каждому то, к чему он стремится. Пусть наши высшие устремления связаны с вечным блаженством после смерти. За этой высшей целью непременно лежит земная миссия каждого из нас в отдельности и уммы в целом. И если, как часть уммы, ты должен призывать к добру и устанавливать порядок, то, как личность, зрелая и состоявшаяся, ты непременно должен найти себя там, где ты больше всего полезен людям.
Коран говорит устами благородной женщины, что лучший работник — тот, который силён и надёжен: «Батюшка, найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймёшь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия» (сура 28 «Рассказ», аят 26)
. Аллах поведал нам об этом для того, чтобы каждый верующий приобретал полезные навыки и не предавал оказанное ему доверие. Спроси себя, обладаешь ли ты этими двумя качествами. В чём ты силён? Занимаешься ли ты своим делом? Оправдываешь ли ты доверие тех, кто положился на тебя?
Не отчаивайся, если у тебя нет работы или ты не приобрёл полезной специальности. Никогда не поздно заняться предпринимательством или обучиться тому, что востребовано в твоей стране. Но если ты не хочешь учиться и работать, то пора задаться вопросом: во что же ты уверовал? И уверовал ли ты в этот Коран целиком или выбрал из него то, что показалось твоему нафсу лёгким? Имам Ахмад был известен своим аскетизмом, но когда его спрашивали об этом, он советовал людям заниматься торговлей. Он говорил: «Все люди должны уповать на Аллаха и зарабатывать себе на жизнь, а тот, кто отказывается зарабатывать, — глупец, который пытается остановить этот мир». Он также сказал: «Нафс того, кто сидит и не занимается никаким ремеслом, тянется к тому, что есть у людей» [Фатх Аль-Бари 11/276].
Пускай этот мир не любит нас, пускай душа томится по встрече с Господом и вечному блаженству, мы должны ценить каждый миг, который Всевышний дарует нам на земле. Потому что от нас зависит, будем ли мы бездействовать или будем поклоняться Аллаху и жить так, чтобы наши сердца стали светочем любви и милосердия, наши семьи — престолом добродетели, наши дома и мечети — райскими уголками, наши школы и университеты — родниками полезного знания, а наша власть — оплотом закона и справедливости. Для того чтобы добиться этого, нужно регулярно требовать отчёта от самого себя и приводить свои жизненные цели в соответствие с Божьими установками.
Когда путь размечен и воля Аллаха известна, нам остаётся лишь двигаться вперёд и уповать на Господа. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Примите ислам целиком» (сура 2 «Корова», аят 208)
. Многие принимают ислам, но выбирают из Божьих заповедей те, которые близки их интересам и наклонностям. Но полного смирения и высших ступеней в Раю достигает тот, кто повинуется Аллаху, когда ему тяжело и когда легко, кто совмещает усердное поклонение Аллаху с полезным служением людям, кто готовится к жизни после смерти, но не губит тех, кто зависит от него и нуждается в нём.