Ибн Манзур пишет: «Любовь противоположна ненависти. Слова حُبٌّ хубб, وَدَادٌ вадад и مَحَبَّةٌ махабба являются синонимами» [Лисан аль-араб 3/7].
Ибн аль-Каййим пишет: «Это слово в арабском языке включает пять значений.
Первое — чистота и белизна. Арабы говорят о белизне, чистоте и блеске зубов حَبَبُ الأَسْنَانِ хабаб аль-аснан.
Второе — возвышение и появление. Пузырьки и пену, появляющиеся на воде во время сильного дождя, они называют حَبَبٌ хабаб и حَبَابٌ хабāб.
Третье — неотъемлемость и постоянство. Они говорят حَبَّ الْبَعِيْرَ وَأَحَبَّ хабба аль-ба‘ир (или: ахабба аль-ба‘ир), когда верблюд садится на колени и не встаёт.
Четвёртое — сущность. Арабы называют сущность и внутренний мир души حَبَّةُ الْقَلْبِ хабба аль-калб.
Пятое — сохранение и удержание. Они называют кувшин для хранения воды حَبُّ الْمَاءِ хабб.
Нет сомнений в том, что любовь неразрывно связана с этими пятью значениями. Любовь бывает чистой, и в сердце любящего пробуждается желание того, что он любит. Он выказывает свою любовь и не скрывает своих чувств. Желание не покидает его сердце и постоянно присутствует в нём. Он отдаёт тому, что возлюбил, свою сущность и самое ценное, что есть у него, т. е. сердце. Его воля, намерения и помыслы удерживаются тем, что он возлюбил. В этом слове объединяются все пять значений» [Мадаридж ас-саликин 3/9-10].
О значении слова ‘любовь’ в шариате высказался и выдающийся учёный Ибн Абу аль-‘Изз: «Это привязанность сердца любящего к любимому. <…> Любовь нельзя объяснить более ясным словом, потому что любое ограничение её смысла придаёт ей только неясность и сухость. Такие ясные понятия, как вода, воздух, песок, голод, сытость и т. п., не нуждаются в определении» [Шарх ат-тахавийя. С. 165].
Имам Ибн аль-Каййим перечислил тридцать определений этого понятия, и вот некоторые из них:
а) любовь — это путешествие сердца в поисках любимого и постоянное поминание его языком;
б) любить — значит не отдавать никому предпочтение перед любимым и не вверять свои дела никому другому;
в) любить — значит предпочитать любимого всем остальным спутникам [Мадаридж ас-саликин 3/11-16].
Имам ан-Навави пишет: «В основе своей любовь — это стремление к тому, что соответствует желаниям любящего. В одних случаях человек стремится к тому, что доставляет ему удовольствие и что он находит прекрасным, например, к красивой внешности, к голосу, к еде и т. п. Иногда его разум находит приятным скрытые понятия, такие как любовь к праведникам, учёным и вообще достойным людям. В других случаях причиной этого стремления становится оказанная ему милость или защита его от вреда и неприятностей. Все эти качества были присущи Пророку, мир ему и благословение Аллаха. В нём были собраны воедино внутренняя и внешняя красота, величественные черты, всевозможные добродетели. Кроме того, он оказал милость всем мусульманам, указав им на прямой путь, на постоянное благоденствие и на спасение от ада» [Шарх Сахих Муслим 2/14].
Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (1/60-61) приводит следующее высказывание аль-Байдави: «Здесь речь идёт об осознанной любви, которая выражается в предпочтении того, чему отдаёт предпочтение здравый смысл, если даже это противоречит желаниям души. Таким же образом больной, по своей природе испытывающий отвращение к лекарству и сторонящийся его, изъявляет желание принять его, руководствуясь разумом. Если человек понимает, что Законодатель приказывает и запрещает лишь то, что обеспечивает ему благополучие в ближнем мире или спасение в последней жизни и если разум требует отдать предпочтение именно этому, он приучает себя повиноваться Его приказам, а его желания становятся сообразны им. Он получает от этого осознанное удовольствие, ибо это есть осознание того, что в действительности является совершенством и благом. Законодатель назвал такое состояние сладостью, ибо это самое очевидное из ощутимых наслаждений».