Сподвижники явили собой высший образец любви к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и ниже мы приведём несколько блестящих примеров этого.
1. Дружба между Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакром завязалась до начала пророческой миссии, а когда он стал Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр стал первым из мужчин его народа, кто ответил на его призыв и без заминки последовал за своим другом. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кому бы я ни предлагал принять ислам, все медлили, кроме Абу Бакра. Поистине, он сказал своё слово без промедления» [Джами‘ аль-усуль 8/585].
Абу Бакр ас-Сыддик явил собой восхитительный пример любви к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он совершил славный поступок во время хиджры, когда перед лицом опасности думал о Пророке, мир ему и благословение Аллаха, больше, чем о себе. Его на редкость удивительное поведение описано в Коране: «Если вы не окажете поддержки [Мухаммаду], то ведь Аллах уже поддержал его, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику [Абу Бакру]: “Не скорби, ибо Аллах — с нами”. Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Аш-Ша‘би сказал: «В этом аяте Могучий и Великий Аллах упрекнул всех обитателей Земли, кроме Абу Бакра ас-Сыддика, да будет Аллах доволен им» [Ма‘алим ат-танзиль 2/282].
Аль-Багави сказал: «Передают, что когда Абу Бакр вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился к пещере, он некоторое время шёл перед ним, а некоторое время — позади него. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: “Что с тобой, Абу Бакр?” Он ответил: “Когда я вспоминаю о погоне, то иду за тобой, а когда я вспоминаю о засаде, то иду перед тобой”. Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр сказал: “Постой здесь, пока я не осмотрю пещеру”. Он зашёл в неё и убедился в том, что она безопасна, а затем сказал: “Спускайся, о посланник Аллаха”, — и тот спустился. ‘Умар сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, одна эта ночь лучше, чем семья ‘Умара”» [Ма‘алим ат-танзиль 2/283].
Другим восхитительным примером из его жизни было приготовление к походу на Табук. Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал нам сделать пожертвования, и в то время у меня было некоторое имущество. Я сказал: “Если я когда-нибудь и опережу Абу Бакра, это произойдёт сегодня”. Я принёс половину моего имущества, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:
“Что ты оставил своей семье?” Я сказал: “Столько же”. Абу Бакр же принёс всё, что было у него. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у него:
“Абу Бакр, что ты оставил своей семье?” Он ответил: “Я оставил им Аллаха и Его Посланника”. Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я никогда не смогу опередить его ни в чём”». Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший и достоверный хадис» (ат-Тирмизи 3675).
Также передают, что Абу Бакр сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, что обращение в ислам Абу Талиба принесёт мне больше радости, чем обращение [моего отца Абу Кухафы], потому что обращение в ислам Абу Талиба доставило бы тебе больше радости».
Похожие слова ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал аль-‘Аббасу: «Твоё обращение в ислам мне милее, чем обращение в ислам аль-Хаттаба, потому что это милее Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха» [Китаб аш-шифа’ 2/22].
Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Самым щедрым по отношению ко мне в дружбе и богатстве был Абу Бакр. Если бы я отдал высшую любовь кому-либо из моей общины, им стал бы Абу Бакр, но любовь ради ислама [лучше]. Не оставьте ни одной двери в мечети, кроме двери Абу Бакра» (аль-Бухари 3904).
2. Другим примером является поведение ‘Умара. Передают, что ‘Абдаллах ибн Хишам сказал: «Однажды, когда мы находились в обществе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он держал за руку ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Тот сказал ему: “Посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, никто из вас не уверует, пока не полюбит меня сильнее, чем самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя!” — и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Вот теперь, о ‘Умар”» (аль-Бухари 6632).
3. История ‘Усмана, которая произошла перед походом на Табук. Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Самуры, что он сказал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снаряжал “армию тягот”, ‘Усман принёс ему тысячу динаров. (Как сообщил аль-Хасан ибн Ваки‘, в другой версии уточняется, что он принёс их в рукаве и высыпал ему на колени.) Я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пересыпал их у себя на коленях и дважды сказал:
“Не навредит ‘Усману то, что он совершит после этого дня”». Ат-Тирмизи (3701) назвал эту версию хорошей, но малоизвестной.
4. История ‘Али во время хиджры, когда он провёл ночь в постели Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однажды его спросили: «Как вы любили Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил:
«Клянусь Аллахом, мы любили его сильнее, чем наше богатство, наших детей, отцов и матерей, сильнее, чем прохладную воду во время жажды» [Китаб аш-шифа’ 2/22].
5. Когда Биляль лежал при смерти, его жена сказала: «Какое горе!» Он сказал:
«Какая радость! Завтра я встречусь с любимыми: Мухаммадом и его последователями» [Китаб аш-шифа’ 2/22].
6. Тальха ибн ‘Убайдаллах был одним из тех, кто защищал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в битве при Ухуде. Он отражал копья своей рукой, пока та не стала подобна решету и не оказалась парализована. Передают со слов Кайса ибн Абу Хазима аль-Баджали: «Я видел, что рука Тальхи была парализована. Он защищал ею Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время [битвы при] Ухуде» (аль-Бухари 4063).
Передают, что аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам сказал: «Во время сражения при Ухуде на Пророке, мир ему и благословение Аллаха, были надеты две кольчуги. Он попытался подняться на скалу, но не сумел сделать это. Он попросил Тальху присесть и с его помощью забрался на скалу. Я слышал, как он сказал:
“Тальха обязательно [попадёт в рай]”». Ат-Тирмизи (1692) сказал: «Это хороший, но малоизвестный хадис, и мы знаем о нём только из рассказа Мухаммада ибн Исхака».
Шейх аль-Мубаракфури пишет: «Это значит, что он заслужил рай этим поступком или своими действиями в тот день. Он рисковал своей жизнью в битве при Ухуде, жертвуя собой ради Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и защищал его, пока всё его тело не было изранено. Он получил свыше восьмидесяти ран, и его рука была парализована. Об этом сказано в “Миркат аль-мафатих”» [Тухфа аль-ахвази 3/27-28].
7. Халид ибн Ма‘дан аль-Каля‘и не отправлялся спать, пока не говорил о своей тоске по Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижникам, мухаджирам и ансарам, называя их по именам. Он говорил:
«Они мои родные и близкие, и моё сердце тоскует по ним. Слишком долго я скучаю по ним. Господи, ускорь мою встречу с Тобой», — пока сон не одолевал его [Китаб аш-шифа’ 2/21].
8. Передают со слов Ибн Исхака, что в битве при Ухуде одна женщина из числа ансаров потеряла отца, брата и мужа, которые сражались вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она спросила: «Что с Посланником Аллаха?» Ей ответили: «Хвала Аллаху, с ним всё хорошо, как ты и желаешь». Она сказала: «Где он? Я хочу взглянуть на него». Увидев его, она сказала: «Если ты жив, любое несчастье незначительно».
Вот лишь некоторые восхитительные примеры из жизни сподвижников, да будет Аллах доволен ими, и нам следует брать пример с них.
Походите на достойных, пусть вам и не стать такими.
В подражанье благородным есть спасенье и успех.