Если человек любит ради Аллаха, он обязательно испытывает неприязнь к тому, что неугодно Ему. К примеру, верующий любит своих братьев из-за их веры и подчинения приказам Всевышнего. Если же человек отступает от веры или ослушается Господа, то отношение верующего к нему сменяется неприятием и неприязнью. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إنَّ أَوثَقَ عُرَى الإيْمَانِ أَنْ تُحِبَّ فِي اللهِ وَتُبْغِضَ فِي اللهِ .

«Самая надёжная из уз веры — это любовь ради Аллаха и неприятие ради Него» (Сахих аль-джами‘ 2009).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал:

أوْثَقُ عُرَى الإِيمانِ الموَالاةُ فِي اللهِ وَالـمُعَادَاةُ فِي اللهِ وَالحُبُّ فِي اللهِ وَالبُغْضُ فِي اللهِ عَزَّ وَجَلَّ .

«Самая надёжная из уз веры – это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и неприятие ради Него» (Сахих аль-джами‘ 2539).

Также передают со слов Абу Умамы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَنْ أَحَبَّ لله، وَأَبْغَضَ للهِ، وَأَعْطَى للهِ، وَمَنَعَ للهِ فَقَدْ اسْتَكْمَلَ الْإِيمَانَ .

«Кто любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, жертвует ради Аллаха и отказывает ради Аллаха, тот достиг совершенства веры» (Абу Давуд 4681).

Это неприятие обращено не против человека, а против неверия и грехов, которые он совершает, и если он прекратит грешить, то и неприятие к нему исчезнет. Это чувство бывает сильным или слабым в зависимости от тяжести грехов, от того, как долго человек совершает их, и того, достигают ли они степени неверия. Отношение к грешникам и неверующим неодинаковое.

Всё сказанное никак не означает, что грешникам нужно отказывать в добром отношении и хорошем обхождении. Доброе отношение не противоречит неприятию, исходящему от веры, и на это указывают слова Всевышнего: «…будете говорить людям хорошее» (сура 2 «Корова», аят 83).

Что же касается хадисов, то передают со слов Абу Зарра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему:

اتَّقِ اللهَ حَيْثُمَا كُنْتَ، وَأَتْبِعْ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا، وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ .

«Где бы ты ни был, бойся Аллаха, и после дурного поступка соверши хороший, который сотрёт его, и обращайся с людьми благонравно». Ат-Тирмизи (1987) сказал: «Это хороший и достоверный хадис».

Неприятие, рождающееся от веры, основывается на словах Всевышнего: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдёшь людей, которые любят тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введёт их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они — партия Аллаха. Поистине, партия Аллаха — это преуспевшие» (сура 58 «Препирательство», аят 22).

Такое неприятие не противоречит любви, которую дети и родители питают друг к другу, или чувствам, которые испытывают мусульмане к их жёнам, если даже те не исповедуют ислам и принадлежат к людям писания. Такая чувственная любовь не имеет отношения к данному вопросу.