Мы уже писали о том, что любить Аллаха полагается сильнее, чем всё остальное, а любовь к людям, вещам или поступкам должна выражать покорность Аллаху. Если любовь к чему-либо не связана с любовью к Аллаху, то это обязательно сказывается на нашей вере. И сейчас мы рассмотрим несколько случаев, когда любовь к чему-либо или привязанность могут навредить нам.
1. Если человек любит кого-либо или что-либо сильнее, чем Аллаха, или же так же сильно, как Аллаха. Первое упомянуто в аяте: «Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (сура 9 «Покаяние», аят 24)
.
О втором говорится в словах Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 165)
. Как уже было сказано, подобная чрезмерная любовь к кому-либо из людей считается приобщением сотоварищей к Аллаху.
2. Если человек любит кого-либо или что-либо, что не угодно Аллаху. В Коране подчёркивается, что такая любовь не присуща верующим: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдёшь людей, которые любят тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него» (сура 58 «Препирательство», аят 22)
.
3. Чрезмерная любовь к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда человек восхваляет его так, как подобает восхвалять только Аллаха, или приписывает ему некоторые божественные атрибуты, например, знание сокровенного. До нас дошло суровое предостережение от подобных поступков. Ибн ‘Аббас рассказывал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал с минбара: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я — раб Аллаха и Его Посланник”» (аль-Бухари 3445).
Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерёг нас от любых проявлений чрезмерности и сказал:
«О люди, остерегайтесь чрезмерности в религии. Воистину, ваших предшественников погубила чрезмерность в религии» (Ибн Маджа 3029; Ахмад 3238).
Всевышний сказал: «Скажи: “Поистине, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» (сура 18 «Пещера», аят 110)
.
В тафсире шейха ас-Са‘ди (с. 438) сообщается, что смысл этого аята таков: «О Мухаммад! Скажи неверным и всем остальным людям, что ты всего лишь человек. Ты не бог и не разделяешь власти с Аллахом. Ты не ведаешь сокровенного и не распоряжаешься сокровищницами Аллаха».
Всевышний сказал: «Скажи: “Я не властен ни принести себе пользу, ни причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро и зло не коснулось бы меня. Однако я всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей”» (сура 7 «Ограды», аят 188)
.
4. Заявления о любви к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, сопровождающиеся нарушением их приказов, преступлением их запретов и ослушанием их днём и ночью. Так, если человек проявляет свою любовь один день в году или время от времени, то его любовь считается мнимой.
Ты Бога ослушаешься, говоря о любви к Нему.
Это, поистине, не идёт ни в какие сравнения.
Будь твоя любовь истинной, ты подчинился бы Ему,
Ведь любящий подчиняется тому, кого любит.
Сегодня многие мусульмане говорят о любви, но при этом считают разрешённым то, что запретили Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Они искренне верят, что Аллах разрешил это, а другие поступают так, слепо подражая своим предшественникам.
Например, некоторые считают почитание изображений частью религии и думают, что посредством этого они приближаются к Аллаху. Одни считают, что изображения очищают и облагораживают душу. Другие полагают, что посредством этого им удаётся отдать всю свою душу человеку, а потом перенести это на поклонение Аллаху. Или же они полагают, что красивые изображения — это проявления истины. Они называют их проявлением редкой красоты. А некоторые даже верят, что Господь воплощается в этих изображениях, и это самое настоящее неверие [Игаса аль-ляхфан 2/156].
И есть такие, которые утверждают, что они достигли высшей степени любви к Аллаху и освобождены от выполнения религиозных обязанностей. Они не совершают молитву, не соблюдают пост, а наоборот, позволяют себе любые грехи, запрещённые шариатом. Если они не раскаются в своих порочных убеждениях, то не войдут в рай и даже не почувствуют его благоухания, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, до конца своей жизни регулярно совершал намаз. Более того, соблюдение молитв было его последним заветом своей общине.
Передают со слов Умм Салямы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал во время болезни, от которой он скончался:
«[Заботьтесь] о молитве и тех, кто принадлежит вам». Он продолжал повторять эти слова, пока его язык не перестал шевелиться (Ибн Маджа 1625). Кто после этого может утверждать, что он освобождён от религиозных обязанностей?!
И есть такие, которые считают, что Аллах воплощается в Его творениях, о чём говорили некоторые суфии, впавшие в крайности, например, аль-Хусайн ибн Мансур аль-Халладж. Учёные сочли его неверующим и даже издали фетву о его казни, после чего он был казнён и распят в 309 г. х. Ему приписываются следующие слова:
فَـإذَا أبْصَـرْتَني أبْصَرتَـهُ وَإذَا أبْصَـرتَـهُ أبـْصَرتَـنـَـا
Я — это мой любимый, а мой любимый — это я.
Мы две души, в едином теле воплощённые.
Когда ты видишь меня, ты видишь Его,
А когда видишь Его, ты видишь нас.
Другие верят, что всё сущее есть единое целое и всё, что мы видим, есть воплощение божественной сущности. Иными словами, нет ничего сущего, кроме Аллаха, и во Вселенной нет ничего, кроме Него. Одним из тех, кто придерживался таких взглядов, был Ибн ‘Араби аль-Хатими ат-Таи (ум. 638 г. х.).
Он писал:
إنْ قُلـت عَبْـدٌ فـَذَاكَ حَـقٌّ أوْ قُلـت رَبٌّ أنـَّى يـُكَـلـَّـــفُ
Господь — раб, и раб — Господь.
Знать бы мне, кто кому обязан!
Скажешь “раб” — будешь прав,
А скажешь “Господь” — кто его обяжет?
Он же сказал: «Поклонявшиеся тельцу не поклонялись никому, кроме Аллаха».
Однако нам известно, что Всевышний отделён от Своих творений: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом возвысился на троне» (сура 25 «Различение», аят 59)
;
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» (сура 67 «Власть», аят 16)
.
А в «Сахихе» Муслима (537) приводится следующий рассказ Му‘авийи ибн аль-Хакама: «У меня была молодая рабыня, которая пасла овец перед Ухудом и Джавванийей. Однажды я увидел, как волк увёл у неё овцу. Я такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться, как и все остальные. Случилось так, что я ударил её. Когда я пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: “О Посланник Аллаха! Не подарить ли ей свободу?” Он велел привести её к нему, а затем спросил её:
“Где Аллах?” Она сказала: “На небе”. Он спросил:
“А я кто такой?” Она ответила: “Ты посланник Аллаха”. Тогда он сказал:
“Освободи её! Она верующая”».
Передают со слов имама аль-Ауза‘и: «Мы (табии) говорили: «Могучий и Великий Аллах на троне, и мы верим в Его качества, о которых передано в Сунне» [Ма‘аридж аль-кабуль 1/185].
Имам Малик сказал: «Аллах на небе, а Его знание повсюду, и нет такого места, где его нет» [Ма‘аридж аль-кабуль 1/186].
Однажды у имама Ахмада спросили: «Действительно ли Аллах на Своём троне над седьмым небом, отделён от Своих созданий, а Его могущество и знание повсюду?» Он ответил: «Да. Он на Своём троне, а Его знание повсюду» [Ма‘аридж аль-кабуль 1/192].
Хафиз аль-Хаками в «Ма‘аридж аль-кабуль» (1/147) пишет: «Возвышенное и высокое положение Аллаха подтверждается Кораном и Сунной, а также единым мнением ангелов, пророков, посланников и их истинных последователей — приверженцев Сунны и единой общины. То, что Аллах над Своими рабами, означает, что Он находится над ними на Своём троне. Он возвышен над Своими созданиями и отделён от них. Он знает об их деяниях, слышит их речи и видит их, когда они движутся и когда покоятся. Никто из них не может скрыться от Него. В Коране и Сунне бесчисленное количество доказательств этого. Здоровое естество и правдивые сердца признают это, а не отрицают».
Далее он пишет (1/174): «Одним словом, все посланники Аллаха, все ниспосланные Им книги, все обитатели небес и обитающие на Земле верующие джинны и люди, следующие путём Посланника Аллаха, а также люди со здоровым естеством и правдивыми сердцами, которых шайтан не отдалил от их религии, — все они свидетельствуют словом и делом, что их Создатель, Творец и Бог, Которого они обожествляют и боятся, Которому они молятся по доброй воле и из страха, находится выше всякой вещи и возвышен над всеми творениями. Он возвысился на Своём троне. Он отделён от Своих творений. Он ведает об их деяниях, слышит их речи, видит, как они движутся, покоятся и меняются. Он видит их состояния, и ничто не сокрыто от Него».