Ибн аль-Каййим пишет: «Любовь занимает то положение, ради которого состязаются состязающиеся и к которому устремляются труженики. К её познанию торопятся спешащие, ради неё упорствуют влюблённые, и её лёгким ветерком освежаются поклоняющиеся. Это — пища для сердца и души и услада для глаз. Это — жизнь, и тот, кто потерял её, находится среди мёртвых. Это — свет, и тот, кто лишён его, пребывает в океане мрака. Это — лекарство, и сердце того, кто лишён его, поражено болезнями. Это — наслаждение, и жизнь того, кто не найдёт его, станет сплошной заботой и мукой. Это — дух веры и деяний, положений и состояний, и если люди лишены его, то они превращаются в безжизненные тела. Любовь помогает обременённым путникам достичь земель, до которых можно добраться лишь ценой великих усилий, и подняться на ступени, которых не достичь без её помощи, и занять «ложа истины» в обители, в которую не войти без неё. Это — скакун, который непрерывно переносит людей к Любимому, и кратчайшая прямая дорога к наипрекраснейшей обители. Клянусь Аллахом, обретшие любовь удостоены почёта и в этом мире, и в последней жизни, потому что их Любимый всегда рядом с ними. В день определения судьбы творений Аллах по Своей воле и совершенной мудрости предписал: “Человек пребудет с тем, кого любит”. Как же велика милость, оказанная возлюбленным!» (Мадаридж ас-саликин 3/6-7).
Он же в трактате «Игаса аль-ляхфан» (2/196) пишет: «Любовь к Аллаху, общение с Ним, стремление к встрече с Ним, довольство и удовлетворенность Им являются основой религии, основой деяний и желаний. <…> Любить Всевышнего и даже любить Его сильнее, чем всё остальное, — одна из важнейших религиозных обязанностей и один из главных принципов религии. И если кто-либо любит какое-либо творение так же, как он любит Аллаха, то он приобщает сотоварищей к Аллаху. Этот грех не будет прощён, и после него не будут приняты никакие деяния. Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят 165)
».
Ибн Таймийя пишет: «Тот, кто любит создание так же, как любит Аллаха, является многобожником. Необходимо отличать любовь ради Аллаха от любви наряду с Аллахом» (Маджму‘ аль-фатава 15/49).
Он же пишет: «Поэтому любовь искренних приверженцев единобожия к Аллаху совершеннее любви многобожников, которые любят помимо Него других, приобщают к Нему равных и любят их так же, как и Его» (Маджму‘ аль-фатава 17/144).
Ибн аль-Каййим пишет: «Всевышний сообщил, что тот, кто любит что-либо помимо Аллаха так же, как и Его, приобщает равных к Нему. Он не признаёт наряду с Ним других творцов и господ, но приобщает сотоварищей в любви. Никто из обитателей Земли не приписывает сотворение кому-либо, кроме Аллаха, но они могут любить кого-либо так же сильно, как и Его. Воистину, большинство обитателей Земли приобщают сотоварищей к Аллаху именно в любви и в почитании» (ат-Тафсир аль-каййим, с. 140).
В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его многобожием”» (Муслим 2985).
Посему следует знать, что любовь к Всевышнему — высшая степень поклонения Ему, и полагается ставить её выше любой другой любви, будь то любовь к родителям, к детям, к жене, к друзьям, к положению, к богатству и т. д.
Поклоняться Аллаху следует с любовью. Эта любовь требует покорности, смирения, подчинения и повиновения Ему, а проявляется это в таких формах богопочитания, как намаз, пост, пожертвования, хадж, малое паломничество, мольба, взывание о помощи, доброта, хорошее отношение и проч.
Любить кого-либо так же сильно, как и Аллаха, запрещено, ибо поступающий так приобщает сотоварищей к Нему. Это следует из приведённых выше высказываний учёных, и именно так следует понимать аят: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 165)
.