Размышляя над положением людей, не перестаёшь удивляться тому, как искусно шайтан вводит нас в заблуждение. Он старательно ищет подход к каждому человеку с целью отдалить его от веры или хотя бы от добрых поступков. Одних он убеждает в том, что их душа чистая и что они не нуждаются в поклонении Аллаху и мольбах о прощении. Другим, наоборот, он внушает, что они слишком грешны для того, чтобы рассчитывать на милость Всевышнего и спасение. Даже среди людей верующих немало тех, которые не надеются попасть на высокие ступени в Раю и поэтому не усердствуют в добрых делах.

Разве не от этого предостерегает нас Аллах, когда говорит о происках шайтана? Разве Он не призывает нас соревноваться в благих делах и стремиться к вышним садам Фирдауса? В хадисе говорится: «Если просите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, потому что это центральная и самая высокая часть Рая. Над ним находится Трон Милостивого, и оттуда разливаются Райские реки» [Бухари 2790]. И приводят туда не запредельные усилия и большие лишения, а деяния, на которые способен каждый верующий. Всевышний сказал: «Поистине, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» (сура 18 «Пещера», аят 107).

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, среди рабов Аллаха есть люди, не пророки они и не мученики, но в день воскрешения пророки и мученики будут завидовать их положению перед Аллахом». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, ты сообщишь нам, кто они?» Он сказал: «Это люди, возлюбившие друг друга ради Аллаха, и не связывают их ни родство, ни имущественные дела, которыми они занимаются. Клянусь Аллахом, поистине, их лица будут излучать свет, и сами они будут на свету. Они не испытают страха, когда люди будут охвачены страхом, и не будут печалиться, когда люди будут опечалены» [Абу Давуд 3527]. Это не значит, что они займут более высокие ступени, чем пророки или мученики, но в Судный день их положение будет настолько завидным и безопасным, что даже пророки заходят оказаться рядом с ними, простыми верующими, которые возлюбили друг друга ради Аллаха.

В хадисе кудси сообщается, что Аллах сказал: «Возлюбившие друг друга ради Меня заслужили Мою любовь, и искренне относящиеся друг к другу ради Меня заслужили Мою любовь, и навещающие друг друга ради Меня заслужили Мою любовь, и жертвующие [своим имуществом] друг для друга ради Меня заслужили Мою любовь, и помогающие друг другу ради Меня заслужили Мою любовь» [Ахмад 19457, Муджам аусат 9080].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал, что один человек шёл по дороге, чтобы навестить своего брата, который жил в другом селении, и Всевышний послал ему навстречу ангела. Ангел спросил его: «Куда ты идёшь?» Он ответил: «Я хочу навестить моего брата, живущего в этом селении». Ангел спросил: «Ты сделал ему что-то хорошее и теперь хочешь получить что-нибудь для себя?» Он ответил: «Нет, я просто люблю его ради Аллаха». Тогда ангел сказал: «Поистине, я послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя, как ты полюбил этого человека ради Него!» [Муслим 2567].

Любовь к верующим — это одна из прочнейших основ мусульманской веры. Она рождается от любви к Аллаху и поддерживается взаимными обязательствами и духовной близостью. Мусульмане любят друг друга за то, что «Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него» (58:22). Он создал их и одарил бесчисленными благами, привёл их на прямой путь и сделал их братьями. Всевышний сказал: «Поистине, верующие — братья» (сура 49 «Покои», аят 10), то есть они просто не могут не быть братьями друг другу. Если они истинно уверовали, то они не должны ссориться и обижать друг друга, следить друг за другом и выискивать недостатки друг друга. Если они хотят, чтобы Аллах принял их вместе с их недостатками и простил им, то они непременно должны принять друг друга со всеми недостатками и возлюбить друг друга ради Аллаха.

Чем ближе мы узнаём человека, тем больше нам открываются его слабости и пристрастия. Аль-Ахнаф ибн Кайс говорил: «За кем бы я ни приглядывал, всегда оказывалось, что он хуже, чем я думал о нём» [Бахджа аль-маджалис 1/652, Адаб шарийя 3/538]. Совершенство присуще только Аллаху, и это нужно иметь в виду, когда выстраиваешь отношения с людьми. Али ибн Абу Талиб сказал: «Относись к своему другу со всем благодушием, но не доверяйся ему полностью. Делай всё, чтобы поддержать его, но не открывай ему всех своих секретов» [Адаб шарийя 3/540]. То есть помни, что даже верующий друг не лишён недостатков, но пусть это не мешает тебе любить его ради Аллаха. Не будь к нему слишком строг, находи оправдание его проступкам и оберегай сердце от всего, что может испортить твоё отношение к нему. Муаз ибн Джабаль сказал: «Если ты любишь своего брата, то не спорь с ним, не вынуждай его поступать плохо и не расспрашивай о нём. Может быть, ты встретишь его врага и он скажет тебе о нём то, чего нет на самом деле, и разлучит вас» [Адаб муфрад 545].

Только несчастный не оберегает своё сердце от плохих мыслей о мусульманах и полон пессимизма об их будущем. Он повинуется шайтану, который ищет любой повод для того, чтобы рассорить верующих и ослабить их решимость. Как сказал Всевышний: «Шайтан вносит между ними раздор. Поистине, шайтан — явный враг человеку» (сура 17 «Ночной перенос», аят 53). Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек говорит, что люди погибли, то он самый погибший среди них» [Муслим 2623]. Отказывая другим в милости Аллаха и прощении, он может однажды сам прийти в полное отчаяние, или же гордыня, вскормленная им, может погубить его земную жизнь и жизнь вечную.

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не указать ли вам на поступок, который поможет вам полюбить друг друга? Приветствуйте друг друга миром» [Муслим 54]. Он также сказал: «Не питайте ненависти друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не разрешается мусульманину прерывать отношения со своим братом больше, чем на три дня» [Бухари 6065, Муслим 2559].

Верующий не может совершенно не любить своего брата, даже если тот обидел его. Трёх дней достаточно, чтобы гнев поутих и пришло понимание того, что в сложившейся ситуации нужно искать довольство Аллаха. Любовь ради Аллаха умеет прощать и помнит, что в день воскрешения верующие будут собраны вместе, и одним из них будет позволено заступиться за других, и они войдут в Рай плотными рядами и будут почить на ложах лицом друг к другу. Если же обида на верующего и неприязнь к нему сильнее, чем желание быть прощённым вместе с ним, то такая неприязнь не ради Аллаха и не приближает к Нему.