Путь к вечному блаженству выстлан соблазнами и лишениями, и идти по нему, преодолевая трудности и оправляясь от ударов судьбы, без помощи Всевышнего невозможно. Мы сами можем только блуждать во мраке, но следовать прямым путём умеем только благодаря Его руководству. Ведь как это непросто: презреть свой нафс и бескорыстно помогать людям, не ожидая от них ни награды, ни благодарности, отказываться от сладкого сна и подниматься на молитву, чтобы увидеть результат своих стараний не завтра, не через месяц или год, а после смерти и воскрешения. Поэтому в каждой своей молитве мы просим Всевышнего поддержать нас и облегчить нам совершение благих дел: «Только Тебе мы поклоняемся, и только Тебя молим о помощи» (сура 1 «Открывающая Коран», аят 5)
.
Но даже совершив праведный поступок, мы не можем быть уверены в том, что он достиг своей цели. В Коране сказано о приношениях, которые мы делаем Господу: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Хадж», аят 37)
. В другом месте мы читаем: «Аллах принимает только от богобоязненных» (сура 5 «Трапеза», аят 27)
. То есть любое благодеяние достигает цели лишь тогда, когда Аллах принимает его. А это есть Его милость в чистом виде, и Он оказывает её только тем, кому Он соблаговолит и кем Он доволен.
Тем не менее, совершая свои дела, мы порой забываем обратиться к Аллаху с мольбой о принятии их. Будто Всевышний обязан принять всё, что мы совершили, а потом вознаградить нас за это. И мы уже считаем наши благодеяния своим приобретением, когда получается позаботиться об их внешней стороне. Мы так тщательно умываемся перед молитвой, стараемся ничего не пропустить во время неё, поглядываем на часы перед началом поста, и все эти внешние проявления религиозности имеют значение. Но ещё большее значение имеет состояние сердца. Ждём ли мы молитву как желанную встречу с Любимым или приходим на неё, потому что так долг велит? Раздаём ли мы милостыню, потому что только ради этого трудимся и зарабатываем, или отдаём лишь то, в чём не особо нуждаемся, и лишь тогда, когда сами считаем нужным?
Внешне совершенно похожие деяния могут иметь совершенно разный исход. Одна молитва не поднимается выше головы, а другая приводит в движение небеса. Одна милостыня утоляет чей-то голод, а другая навсегда избавляет от мучений в Аду. И всё потому, что Аллах смотрит на человеческие сердца и принимает благодеяния только от богобоязненных. Тот, кто осознаёт это, часто молится о том, чтобы его благодеяния не пропали даром и принесли ему пользу, чтобы награда за них была записана и сохранена для жизни вечной и чтобы наши пороки не погубили её и не развеяли по ветру.
Вспомните, как молились Ибрахим и его сын Исмаиль, когда они строили Каабу. Они говорили: «Господи наш, прими от нас. Поистине, Ты — Слышащий, Знающий. Господи наш, сделай нас покорными Тебе, а из наших потомков — общину, покорную Тебе» (сура 2 «Корова», аяты 127-128)
. Они строили храм не для себя, не для того, чтобы кормиться благодаря ему или подчинять себе других людей. Их помыслами целиком владело желание угодить Аллаху, и они очистили своё сердце от примесей тщеславия, показухи или корысти. Потому что Аллах принимает только деяния, совершённые от чистого сердца и искренне ради Него.
Такими должны быть все наши молитвы и посты, пожертвования и другие благодеяния. Совершая их, мы облекаем нашу богобоязненность в разную форму, но всегда приносим Аллаху только наше сердце. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела» [Муслим 2564].
Если человек надеется на вечную жизнь, то в его сердце всегда присутствует смиренное желание приблизиться к Аллаху, поблагодарить Его за бесконечную милость и заботу, заслужить Его прощение и довольство. Но это не значит, что именно это желание подвигает его на совершение того или иного деяния. Сердце непостоянно и легко восприимчиво к движениям нафса, наущениям шайтана и условиям, в которых мы находимся. И бывает так, что человек совершает какой-либо правильный поступок, а его сердце не присутствует при этом. На это указывают слова Всевышнего: «Поистине, в этом — напоминание для тех, у кого есть сердце или кто слушает и присутствует при этом» (сура 50 «Каф», аят 37)
. А бывает и так, что в намерение человека прокрадываются показуха или корысть, и они разрушают его благодеяние и разъедают его веру.
Поклоняться Аллаху осознанно и приносить Ему чистое сердце особенно трудно, когда у человека есть большие надежды на этот мир. Поэтому обновлять намерение необходимо перед каждым благодеянием, которое мы совершаем для приближения к Всевышнему. Делать это нужно перед каждой молитвой, перед каждым пожертвованием, моля Аллаха очистить наши сердца, облегчить нам совершение праведных дел и принять их. Суфьян ибн Уяйна рассказывал, что один из учёных мужей сказал: «На протяжении тридцати лет я стараюсь добиться двух вещей: перестать желать того, чего нет у меня, но есть у других, и совершать благодеяния только ради Аллаха, велик Он и могуч» [Хилья аль-аулия 7/271]. Али ибн Абу Талиб же говорил: «Заботьтесь о принятии ваших деяний больше, чем вы заботитесь о самих деяниях. Разве вы не слышали, что Аллах сказал: “Аллах принимает только от богобоязненных”?» [Ихляс [1]/39].
Очищение намерения — это важное и совершенно необходимое деяние, которое предшествует любому другому благодеянию. Мухаммад ибн аль-Хусейн говорил: «Человеку следует перед совершением благодеяния утвердить намерение». Айюб ас-Сихтияни говорил: «Очистить намерение труднее, чем совершить все остальные благодеяния». А Суфьян ас-Саури сказал о наших праведных предшественниках: «Они обучались намерению для праведных деяний так же, как обучались знаниям» [Каут аль-кулюб [1]/1344].
Как приобретённые знания требуют частого повторения и воплощения на практике, так и чистое намерение требует частого обновления и воплощения в праведных делах. Мирские заботы так легко погружают нас в мир наших собственных иллюзий, что мы забываем о том, что Господь видит каждый наш взгляд и каждое движение души, что мы целиком зависим только от Него и что никто не может ни защитить нас от Его гнева, ни помочь нам вопреки Его желанию. А когда мы забываем об этом, стремление к довольству Аллаха отходит на задний план, уступая место суетному.