Велика тоска верующего, и владеет она его душой и не отпускает его. Это тоска по Богу и близости к Нему, по вечности, которой нет конца, и по свободе от оков и печалей этого мира. Она не лишает сил и не порождает уныние, но склоняет к раздумьям, созерцанию и душевным трудам. Говорят, что пророк Ибрахим часто охал и вздыхал, когда вспоминал Адово наказание для грешников, и поэтому Всевышний назвал его أَوَّاه «скорбящим» [Табари 12/42-43]. Все пророки Аллаха скорбели о грехах человеческих и страшились Его гнева, терпели обиды своих врагов и просили для них прощения. И только у Аллаха они находили утешение и спасение от своей печали. «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (сура 19 «Марьям», аят 58)
.
Абдаллах ибн аш-Шиххир рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, плакал во время молитвы, и из его груди доносились всхлипывания, похожие на шипение котла [Ахмад 16369, Насаи 1136, Абу Давуд 904, Сахих ат-таргиб 544]. Аль-Мугира ибн Хаким рассказывал, что Фатима бинт Абд-аль-Малик, жена Умара ибн Абд-аль-Азиза, сказала ему: «О Мугира, среди людей есть такие, которые молятся и постятся больше, чем Умар. Но я не видела никого, кто боялся бы своего Господа больше, чем Умар. Зайдя домой, он начинал молиться и не переставал плакать и призывать Аллаха, пока сон не одолевал его. Потом он просыпался и продолжал молиться дальше, и так целую ночь» [Ибн аль-Мубарак [1]/669, Ибн Асакир 45/235].
Верующий плачет не от обиды или огорчения, не от боли или испуга. Он осознаёт величие Аллаха и своё ничтожество, свою нужду в Аллахе и Его бесконечную заботу. Страшась Божьей кары, он оплакивает свои грехи и судит себя как ничтожнейшего среди рабов. Попав в беду, он слёзно молит Аллаха не оставлять его и не предоставлять его людям или самому себе. Получив ответ на свою мольбу, он снова рыдает и стыдится того, что проявлял нетерпение. В плаче он обретает утешение и радость, и душа его умывается слезами, как земля дождевой водой, и вера его обновляется и наполняется соками. Всевышний сказал: «Они падают ниц, касаясь земли кончиками бород и рыдая, и это увеличивает их смирение» (сура 17 «Ночной перенос», аят 109)
.
Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я вижу то, что вы не видите, и слышу то, что вы не слышите. Небо скрипит, и ему подобает скрипеть, ведь там каждые четыре пальца заняты ангелом, который кладёт свой лоб, поклоняясь Аллаху. Если бы вы знали то, что знаю я, то вы бы смеялись мало и плакали много и не получали бы удовольствие от ваших жён в постелях, а вышли бы на дороги, взывая к Аллаху». Абу Зарр сказал: «Клянусь Аллахом, я хотел бы быть деревом, которое срубили и выкорчевали» [Ахмад 21555, Тирмизи 2312, Ибн Маджа 4190, Арида аль-ахвази 9/138].
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал то, что способно навсегда лишить покоя беззаботного и заставить поседеть младенца. Он знал, что в день воскрешения Господь миров разгневается на нечестивцев так, как никогда ни на кого не гневался, и не будут приняты от них ни раскаяния, ни оправдания. Всевышний сказал: «Пусть они мало смеются и много плачут в воздаяние за то, что они приобретали» (сура 9 «Покаяние», аят 82)
. В этом мире они веселятся и забавляются, смеются над верующими и над религией, но в тот день им будет не до смеха. Потому что смеяться будут только те, кто верил в Аллаха и готовился к встрече с Ним, совершал праведные деяния и скорбел по своим грехам.
Это не значит, что верующий должен постоянно печалиться по Богу и сокрушаться сердцем. Шутить и улыбаться — это тоже сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Доброе сердце делает лицо светлым и приветливым, и хорошая шутка может прогнать усталость и исправить недоразумение, поднять настроение и разрядить обстановку. Ата ибн ас-Са’иб рассказывал: «Когда мы слушали Саида ибн Джубайра, его проповеди заставляли нас плакать, и тогда, прежде чем подняться с места, он обязательно шутил, чтобы мы посмеялись» [Зараиф [1]/223]. Но сердце верующего не ищет весёлости в этом мире, потому что в день воскрешения место в тени Аллаха займёт не тот, кто весел и беспечен, а тот, «чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха» [Бухари 660, Муслим 1031].
Абу Хурайра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдёт в огонь человек, плакавший от страха перед Аллахом, пока молоко не вернётся обратно в вымя» [Ахмад 10567, Насаи 4301, Тирмизи 1633, Сахих аль-джами 7778]. То есть попадание в Ад того, кто плакал от страха перед Аллахом, так же невероятно, как и возвращение молока в вымя. В другом хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса, говорится: «Двух глаз не коснётся огонь: глаза, который плакал от страха перед Аллахом, и глаза, который сторожил ночью на пути Аллаха» [Тирмизи 1639, Сахих ат-таргиб 1229].
Фаркад ас-Сабахи сказал: «Нам рассказывали, что все деяния будут взвешены, кроме слёз раба, плачущего от страха перед Аллахом. Их нельзя взвесить или измерить, и одна такая слеза может потушить моря, наполненные огнём». Вахб ибн Мунаббих сказал: «Плач от страха перед Аллахом — это тяжёлые мискали праведности, и награду за них нельзя измерить. Тот, кто плачет от страха перед Аллахом, и тот, кто терпеливо повинуется Аллаху, получат награду без всякого счёта» [Рикка [1]/46].
Однажды, когда Абд-ар-Рахман ибн Ауф (он был одним из десяти сподвижников, которым при жизни был обещан Рай) постился и ему принесли еду для разговения, он сказал: «Когда убили Мусаба ибн Умайра, который был лучше меня, люди не нашли, во что завернуть его тело, кроме плаща, и когда им покрывали его голову, то обнажались ноги, а когда покрывали ноги, то оставалась неприкрытой голова! А потом нам были дарованы блага этого мира, и мы стали бояться, что получили награду за свои благодеяния уже в этом мире». Потом он начал плакать так, что отказался от еды» [Бухари 1275].
Абу Джафар аль-Баккаль рассказывал, что как-то раз он зашёл к своему другу Ахмаду ибн Яхье и увидел, что тот сильно плачет и не может успокоиться. Когда он спросил его, в чём дело, тот попытался уклониться от ответа. Но Абу Джафар настоял, и Ахмад сказал: «Вчера я не прочитал свой хизб, и я думаю, что причиной тому стало то, что я совершил. Я был наказан тем, что не прочитал Коран». Потом он снова заплакал, а Абу Джафар решил утешить его и сказал: «Удивительное дело! Ты недоволен тем, что Аллах послал тебе сон, и теперь ты сидишь и плачешь перед Ним». Тогда Ахмад сказал: «Перестань, Абу Джафар, я думаю, что это случилось из-за моего греха» [Ибн аль-Харрат [1]/323].
Однажды Язида ибн Абана ар-Раккаши, известного аскета из Басры, спросили: «Тебе не надоедает столько плакать?» Услышав это, он заплакал, а потом сказал: «Может ли грудной ребёнок насытиться? Клянусь Аллахом, я хотел бы плакать в этом мире столько, чтобы после моих слёз лилась кровь, а вслед за ней выходил гной. Нам рассказывали, что когда слёзы обитателей Ада закончатся, они станут плакать кровью, и будет она течь рекой, так что по ней могли бы ходить корабли. Разве ж не должен человек оплакивать себя в этом мире?» Он говорил: «Плачь по самому себе, о Язид, прежде чем придёт время плача. Поистине, Нух был назван так, потому что он много оплакивал (йануху) самого себя. О Язид, кто будет молиться вместо тебя, когда ты умрёшь? Кто будет поститься вместо тебя? Кто будет призывать твоего Господа вместо тебя?» Не в силах сдержать слёзы, он говорил: «О братья мои, плачьте или заставляйте себя плакать, а если не можете плакать, то будьте милосердны ко всем, кто много плачет» [Рикка [1]/178, Сифа ас-сафва [1]/652].