У любви есть две стороны: любовь раба к своему Господу и любовь Господа к Своему рабу.
Ибн аль-Каййим пишет: «Все виды аргументов: разум (‘акль), предание (накль), врождённое свойство (фитра), аналогия (кияс), умозаключение (и‘тибар), вкус (заук) и интуиция (ваджд) — свидетельствуют о подлинности как любви раба к Господу, так и любви Господа к рабу».
О любви рабов к Господу свидетельствует аят: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 165)
.
Это значит, что любящий что-либо сотворённое так же, как и Аллаха, фактически приобщает равных к Нему. И если даже он не признаёт наряду с Ним других творцов и господ, он всё равно приобщает сотоварищей в любви. Практически никто из обитателей Земли не приписывает акт сотворения кому-либо, кроме Аллаха, но они любят других так же сильно, как и Его. Воистину, большинство обитателей Земли приобщают сотоварищей к Аллаху в любви и почитании. Поэтому Всевышний сказал: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят 165)
.
Ибн Таймийя пишет: «Они заслужили порицание из-за того, что приобщили равных к Аллаху в любви и в отличие от верующих не были искренними по отношению к Нему».
Это приравнивание творений к Аллаху также упомянуто в другом аяте: «Клянёмся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура 26 «Поэты», аяты 97-98)
.
Совершенно ясно, что они не считали своих богов творцами и господами наряду с Господом миров, но любили и почитали их так же, как и Его.
Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31)
. Этот аят называется «аятом любви».
Абу Сулайман ад-Дарани сказал: «Сердца заявляют о любви к Аллаху, и поэтому Он устроил для них испытание: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”».
Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих» (сура 5 «Трапеза», аят 54)
.
Таким образом, у любви есть две стороны: любовь раба к Аллаху и любовь Аллаха к рабу.
Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, взывал к Аллаху со словами:
«О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервётся, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путём /Аллахумма би-‘ильмика-ль-гейби ва кудратика ‘аля-ль-халькы ахйини ма ‘алимта-ль-хайата хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-ль-вафата хейран ли, аллахумма ва ас’алюка хашйатака фи-ль-гейби ва-ш-шахадати, ва ас’алюка кялимата-ль-хакки ва-ль-‘адли фи-ль-гадаби ва-р-рида, ва ас’алюка-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гина, ва ас’алюка на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва ас’алюка-р-рида ба‘да-ль-када, ва ас’алюка барда-ль-‘айши ба‘да-ль-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-ль-имани ва-дж‘альна худатан мухтадин» (ан-Насаи 1305; Ахмад 17861). Этот славный хадис доказывает истинность наслаждения от взора на лик Аллаха и необходимость стремления к встрече с Ним.
Передают со слов ‘Аиши, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поставил одного из мужчин во главе военной экспедиции. Руководя намазом своих соратников, тот всякий раз заканчивал чтение сурой «Скажи: “Он — Аллах Единый…”» (сура «Очищение веры»). Вернувшись, люди рассказали об этом посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он велел им спросить, почему он поступает так. В ответ тот мужчина сказал: «Она описывает Милостивого, и я люблю читать её [во время намазов]». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Сообщите ему, что Аллах любит его» (аль-Бухари 7375; Муслим 813).
Таким образом, раб обязан любить своего Господа и молить Его о достижении такой любви. Он должен совершать деяния ради этого, укрепляя в сердце это чувство и борясь с самим собой, дабы не уклониться от истины в момент слабости. В текстах Корана и сунны сообщается о тех, кого любит Аллах и кто достиг этой высокой степени, и мы процитируем некоторые из них.
Всевышний сказал: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (сура 2 «Корова», аят 195)
;
«Ведь Аллах любит терпеливых» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 146)
;
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2 «Корова», аят 222)
;
«Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (сура 61 «Ряд», аят 4)
;
«Поистине, Аллах любит богобоязненных» (сура 9 «Покаяние», аят 7)
.
Есть аяты и о тех, кого Всевышний Господь не любит:
«Но ведь Аллах не любит нечестия» (сура 2 «Корова», аят 205)
;
«Но Аллах не любит распространяющих нечестие» (сура 5 «Трапеза», аят 64)
;
«Ведь Аллах не любит несправедливых» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 140)
;
«Поистине, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (сура 4 «Женщины», аят 36)
.
В Сунне тоже есть тексты о том, какие деяния и что именно Аллах любит. В частности, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах больше всего любит те деяния, которые совершаются регулярно, даже если их мало» (аль-Бухари 6462; Муслим 782).
Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах рад покаянию Своего раба, когда тот обращается к Нему, сильнее, чем человек, который ехал по пустыне на своей верблюдице, а та убежала от него и унесла на себе его еду и питьё. Он отчаялся найти её, пришёл к дереву и прилёг в его тени. И вдруг он увидел свою верблюдицу, стоящую перед ним. Он схватил её за поводья и с радостью воскликнул: «Господи, Ты — раб мой, а я — Твой господь». Он допустил ошибку из-за большой радости» (аль-Бухари 6309; Муслим 2747).
Передают со слов Ибн ‘Умара, что какой-то мужчина пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «О посланник Аллаха, кого из людей Аллах любит больше всего? И какие деяния Аллах любит больше всего?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Больше всего Аллах любит тех людей, которые приносят людям больше пользы. А среди деяний Аллах больше всего любит, когда ты приносишь радость мусульманину, избавляешь его от печали, выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. Пойти вместе с братом по его делам для меня милее, чем уединиться в этой мечети (т. е. в мечети Медины) в течение месяца. Кто сдержит свой гнев, того недостатки покроет Аллах. Кто подавит свою ярость, имея возможность проявить её, того сердце Аллах заполнит надеждой в день воскресения. И кто отправится вместе со своим братом по его делам, пока не приведёт их в порядок, того стопы Аллах утвердит в день, когда стопы потеряют твёрдость» (Му‘джам кабир 12/453).
Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал:
«Поистине, великое воздаяние рядом с великим испытанием, и, поистине, если Аллах возлюбил людей, то подвергает их испытаниям. Кто удовлетворяется этим, тот обретает довольство, а кто гневается, тот навлекает на себя гнев». Ат-Тирмизи (2396) назвал хадис хорошим, но малоизвестным.
Помимо этих есть много других текстов, указывающих на две стороны любви.
Перечисленные нами хадисы свидетельствуют о том, что любовь является одним из качеств Могучего и Великого Аллаха. Следуя путём посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы признаём это качество в том виде, который подобает Всевышнему Аллаху, не лишая его смысла (та‘тиль) и не искажая его (тахриф), не придавая ему форму (такйиф), не сравнивая его с качествами творений (ташбих) и не уподобляя его им (тамсиль).