Наша религия ислам — религия любви и братства, дружбы и милосердия. Этот великий принцип провозглашён для того, чтобы миром правили любовь и согласие, чтобы установились братство и взаимопомощь, чтобы царили великодушие и радость. Эти качества проявлялись в делах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в его поведении и отношении к людям. Всевышний сказал: «Поистине, твой нрав превосходен» (сура 68 «Перо», аят 4)
;
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Будь ты грубым и жестокосердным, они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159)
.
Человеколюбие проявлялось и в поведении его сподвижников, которые достигли такой степени благонравия, что отдавали другим предпочтение перед собой, несмотря на трудности, которые они испытывали. В Коране сказано: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются» (сура 59 «Сбор», аят 9)
.
Когда эти славные качества распространяются среди мусульман, исчезают злоба и вражда, раздор и ненависть, а шайтан и его помощники терпят поражение.
Миссия проповедника и воспитателя состоит в утверждении между людьми истинной дружбы, любви и братства. Попробую перечислить самые важные, на наш взгляд, признаки этого.
Призывающий к Аллаху должен очистить своё сердце от всякого порока. Его девизом должна стать любовь к людям. Он должен желать им блага и не желать им зла. Он должен любить, а не питать ненависть. Признаки любви должны проявляться в его словах, и наблюдающий за ним должен видеть их в его поступках.
Призывающий к Аллаху должен проявлять любовь к людям и во время призыва, и в остальное время. Его поведение не должно меняться от случая к случаю. Он должен любить людей, призывая к исламу и занимаясь куплей-продажей, во время бесед и во время обучения.
Его поведение и поступки должны свидетельствовать о любви к людям. Он должен кормить голодных, помогать бедным, проявлять милосердие к слабым, давать милостыню нуждающимся, делать подарки, приносить пожертвования и давать подаяния. Все это следует делать с удовольствием, нежной улыбкой и искренностью в сердце, ожидая награды и благодарности только от Всевышнего Аллаха.
Он должен брать пример с Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обладавшего этим великим качеством — любовью к людям. Он должен олицетворять собой прощение и великодушие, красиво благодарить и выражать признательность благодетелям, исправлять ошибки и предостерегать беспечных, не отвечать на зло злом, подавлять гнев и быть добродетельными в полном смысле этого слова.
Любовь должна стать его образом жизни, неподдельным качеством, а не чем-то заимствованным и наигранным. Он должен воспитывать в себе человеколюбие, пусть даже на первых порах ему придётся делать усилия над собой. Поистине, терпение приходит с терпеливостью, а знания — с обучением. Только так любовь может стать неотъемлемым качеством души.
Если проповедник обладает этим качеством, то он действительно призывает к Аллаху. Его дела говорят за него до того, как он произнесёт речь, и он получает свою награду в двукратном или в трёхкратном размере. Он приобретает огромную награду, которая ожидает проповедников, воспитателей и наставников в этом мире и в последней жизни. Пусть Аллах сделает всех нас такими!