Большинство законоведов считают, что женские выделения нарушают омовение, так как всё, что выделяется из половых органов и заднего прохода, нарушает омовение. Аргумент в пользу этого — слова Всевышнего Аллаха: «Если же вы больны или находитесь в пути, если кто-либо из вас пришёл из отхожего места или если вы имели близость с женщинами и вы не нашли воды, то найдите чистую землю и оботрите ею ваши лица и руки» (сура 5 «Трапеза», аят 6). Комментаторы единодушны в том, что здесь речь идёт не о нахождении в уборной, а об отправлении естественной нужды.

Также в качестве довода приводится хадис ‘Абдаллаха ибн Зайда о том, что как-то раз он пожаловался Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Человеку кажется, что что-то произошло во время молитвы». В ответ он сказал: «Пусть он не прерывает молитву до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах» (аль-Бухари 137, Муслим 361).

Также в обоих «Сахихах» приводится рассказ ‘Али ибн Абу Талиба о том, что у него часто выделялось предсемя, и он попросил аль-Микдада ибн ‘Амра поинтересоваться у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как ему поступать в таких случаях. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Следует совершить омовение». А в одной из версий говорится: «Помой половой член и соверши омовение». Все это указывает на то, что выделения из половых органов и заднего прохода нарушают омовение.

Однако некоторые законоведы, в том числе имам Ибн Хазм [Мухалля. Т. 1. С. 236], считали, что выделения из влагалища не нарушают омовения, потому что на это нет указаний ни в Коране, ни в Сунне. Об этом нет даже слабого хадиса. Ни от одного сподвижника или табия не сообщается, что женские выделения нарушают омовение. На этот счёт нет ни единодушия среди богословов, ни прямых высказываний кого-либо из основателей четырёх мазхабов. Мнения о том, что подобные выделения нарушают омовение, были высказаны более поздними законоведами.

Приведённые выше аят и хадисы не являются убедительным аргументом в данном вопросе, так как в них идёт речь о выделениях из мочеиспускательного канала, испражнениях и выходе газов через прямую кишку, что нарушает омовение по всеобщему мнению богословов. Что же касается вывода о том, что любое выделение из половых органов или заднего прохода нарушает омовение, то он является весьма спорным.

Ибн Кудама пишет: «Всё, что выходит из половых органов и анального отверстия, можно разделить на два вида. [К первому относятся] обычные выделения, такие как моча, кал, сперма, предсемя, простаторея и [кишечные] газы. Всё это нарушает омовение по единогласному мнению. Ибн аль-Мунзир сказал: “Обладающие знаниями единодушны в том, что выделение кала из анального отверстия, выделение мочи из полового органа мужчины и женщины, выделение предсемени и выход газов из заднего прохода — каждое в отдельности — являются причиной ритуальной нечистоты и обязывают совершить омовение. Все учёные, кроме Раби‘а, также единодушны в том, что и маточное кровотечение нарушает омовение.

Ко второму виду относятся редкие выделения, такие как кровь, черви, камни, волосы. Они также нарушают омовение [по мнению ханбалитов]. Этого же мнения придерживались ас-Саури, аш-Шафи‘и, Исхак и сторонники независимого суждения. Также ‘Ата, аль-Хасан, Абу Миджляз, аль-Хакам, Хаммад, аль-Ауза‘и и Ибн аль-Мубарак считали необходимым совершать омовение после выхода глистов из заднего прохода. Однако Малик не считал необходимым совершать омовение после выхода всего вышеперечисленного, так как это происходит редко и больше похоже на выделения из других частей тела» [Мугни. Т. 1. С. 125].

Таким образом, между законоведами нет разногласий по поводу обязательности омовения после физиологических выделений из половых органов и заднего прохода, если на этот счёт есть прямое высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или сподвижников. Однако ничего такого нет относительно выделения жидкости из влагалища, и в пользу того, что омовение после этого не портится, можно привести несколько умозрительных доводов.

Во-первых, наличие влагалищной жидкости является нормой для всех женщин, а её отсутствие считается патологией. Единственное различие между женщинами может быть в количестве выделяемой жидкости, что подобно, например, выделениям пота: одни люди потеют больше, другие — меньше. Как известно, патологическим маточным кровотечениям посвящены целые главы в сочинениях по фикху и даже отдельные трактаты, хотя это явление встречается намного реже, чем физиологические женские выделения. И если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, как поступать при таком редком заболевании, то он наверняка не обошёл вниманием выделение влагалищной жидкости, которое происходит очень часто.

Во-вторых, известно, что многие сподвижницы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, совершали молитвы в мечети вместе с ним, а он нередко читал длинные суры и подолгу задерживался в поясных и земных поклонах. Несмотря на это, до нас не дошли сообщения о том, что какая-либо из мусульманок прервала молитву из-за подобных выделений. Учитывая их богобоязненность и стремление к знаниям, трудно представить, что в течение нескольких лет ни одна из женщин не спросила его об этом. Даже если предположить, что ни одна из этих женщин не додумалась спросить об этом, то невозможно, чтобы он сам не разъяснил вопрос, в знании которого нуждаются верующие.

В-третьих, совершение омовения по причине влагалищных выделений обременительно для женщин, что несовместимо с одним из важнейших принципов Шариата. Как сказано в Коране: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура 22 «Паломничество», аят 78). Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, объявил чистым остаток воды, из которой пила кошка, потому что кошки заходят в дом без спроса и трудно уберечь от них воду. Что же тогда можно сказать о женских выделениях, после которых каждый раз совершать омовение ещё труднее, чем уследить за кошкой?

Некоторые законоведы обосновывают необходимость совершать омовение после женских выделений аналогией между ними и недержанием мочи и патологическими маточными кровотечениями, так как известно, что страдающие этими заболеваниями обязаны совершать омовение перед каждой молитвой по всеобщему мнению. Однако такая аналогия неприемлема ввиду следующих причин:

а) аналогию обычно проводят, сравнивая редкое явление с распространённым, малое с большим, а не наоборот. Выделения влагалищной жидкости происходят регулярно, тогда как названные выше патологии случаются лишь у некоторых людей по причине болезни, и поэтому они несопоставимы;

б) аналогию можно проводить только между вещами, обладающими какими-либо общими свойствами. В данном случае влагалищная жидкость сильно отличается как от мочи, так и от кровотечения из сосуда, а значит, сравнивать их неправильно.

Также несостоятельна аналогия между влагалищной жидкостью и кишечными газами, поскольку они выходят из разных органов. Более правильно сравнивать её с газами, которые иногда выделяются из влагалища. Однако среди богословов нет единство по поводу того, нарушается ли омовение после выделения таких газов. По мнению большинства ханафитов, маликитов и некоторых ханбалитов, выделение газов из влагалища не нарушает омовение, так как на этот счёт нет никаких доводов [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 1. С. 25; Хашия ад-Дасуки. Т. 1. С. 114; аль-Мардави. Инсаф. Т. 1. С. 195].

И это лишь подтверждает мнение о том, что выделение жидкости из влагалища не нарушает омовение, так как относительно этого тоже нет шариатских доводов. А Аллах знает лучше.