Богословы высказывали по этому поводу девять разных мнений. Аиша, Урва б. аз-Зубейр, Ата б. Абу Рабах, аль-Лейс б. Саад, Ибн Алия и др. считали, что если женщина пять раз накормит грудным молоком взрослого постороннего мужчину, то между ними устанавливается молочное родство. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так было установлено родство между семьей Абу Хузейфы и их бывшим рабом Салимом.
Муслим передал со слов Аиши, что Сахля бт. Сухейл пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: "О посланник Аллаха! Освобожденный раб Абу Хузейфы по имени Салим живет с нами, и он уже достиг совершеннолетия". Он сказал: "Напои его своим молоком и породнись с ним". В версии Ахмада сообщается, что ей было велено напоить его молоком пять раз.
Тем не менее, многие не разделяли эту точку зрения. Умм Салама, аль-Хасан аль-Басри, аз-Зухри, аль-Аузаи, Икрима, Катада и др. считали, что молочное родство устанавливается только в том случае, если ребенок еще не был оторван от груди. Ат-Тирмизи передал со слов Умм Саламы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Молочное родство устанавливается только в том случае, если молоко проникает через стенки кишечника и если ребенок еще не оторван от груди". Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным.
Большинство же ученых придерживались того мнения, что молочное родство устанавливается только тогда, когда ребенку еще не исполнилось двух лет. Всевышний сказал: «Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (Лукман, 14).
По этому поводу есть также хадис, переданный ад-Даракутни и Ибн Ади со слов Ибн Аббаса: "Кормление принимают во внимание только в первые два года жизни ребенка". Однако богословы признали это сообщение прерванным, т.е. эти слова принадлежали самому Ибн Аббасу.
Это мнение разделяли Умар б. аль-Хаттаб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, аш-Шафии, Абу Ханифа, ас-Саури, аль-Хасан б. ас-Салих и Малик. По некоторым источникам, его же придерживались Абу Хурейра, Ибн Умар, Ахмад, Абу Йусуф, Саид б. аль-Мусаяб, аш-Шааби, Исхак, Абу Убейда, Ибн аль-Мунзир и др.
Они считали, что случай с Салимом носил частный характер и был исключением. Поскольку он произошел в первые годы после хиджры, некоторые ученые полагали, что вытекающее из него предписание было аннулировано указанными выше хадисами. Однако для обоснования аннулирования предписания не достаточно доказать то, что одно событие предшествовало другому. Нужно иметь недвусмысленные сообщения о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отменил более раннее положение религии. В данном случае таких доводов нет, и поэтому заявления об отмене этого предписания выглядят неубедительно.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также не сказал, что случай с Салимом является исключением, и если бы это было так, то он обязательно разъяснил бы это сподвижникам. Именно так он поступил, когда разрешил Абу Бурде принести в жертву козленка в возрасте до одного года. Аль-Бухари и Муслим передали со слов аль-Бары, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: "Зарежь его, но такое жертвоприношение не засчитается никому после тебя".
В истории с Салимом посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не сделал такой оговорки, и у нас нет веских оснований считать этот случай исключением. Поэтому некоторые ученые, – в том числе Ибн Теймия, аш-Шаукани, Ибн Усеймин и др., – считали, что обычно молочное родство устанавливается при кормлении грудных детей, которым еще не исполнилось двух лет, но при необходимости разрешается напоить грудным молоком подростка, который постоянно живет в чужой семье, если женщине тяжело постоянно покрывать голову в его присутствии. При этом для установления молочного родства его нужно напоить молоком пять раз. Это мнение позволяет объединить все достоверные тексты по этому поводу, и оно представляется мне наиболее предпочтительным. А лучше всего об этом известно Аллаху.