Несмотря на то, что удаление волос на бровях и лице получило широкое распространение и многие мусульмане не видят в этом ничего зазорного, в исламе данному вопросу придается особое значение. В основе своей он упирается в коранический аят о том, что шайтан приказывает своим последователям надрезать уши домашней скотины и изменять творение Аллаха (сура 4 «Женщины», аят 119)
. Речь не идет о любой форме изменения внешнего вида творений, поскольку шариат разрешает стричь волосы, подстригать ногти, прокалывать уши и т. п. Вместе с тем в шариате есть строгий запрет на нанесение татуировок и выдергивание бровей.
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да проклянет Аллах женщин, наносящих татуировки, и тех, кому они это делают, и женщин, выщипывающих [брови], и тех, кому они это делают, и женщин, подпиливающих зубы для красоты и изменяющих творение Аллаха» (аль-Бухари и Муслим). Похожий хадис передал Абу Давуд со слов Ибн ‘Аббаса.
Мы отметили, что в хадисе речь идёт о выщипывании или выдергивании бровей, как это сделал имам ан-Навави в комментарии к законоведческому трактату Абу Исхака аш-Ширази (3/149). Этого же мнения придерживались многие законоведы и хадисоведы [Ан-Нафрави. Аль-Фаваких ад-Давани 2/314; Ибн аль-Хаммам. Фатх аль-Кадир 6/426; Абу Давуд. Сунан 4/78]. Однако тот же ан-Навави в комментарии к «Сахиху» Муслима (14/106) пишет, что речь идет вообще о волосах на лице, и так считали Абу аль-Баракат Ибн аль-Асир и многие знатоки арабского языка и права [Ибн аль-Асир. Нихайа 5/119; Ибн Хазм. Мухалля 9/229; аль-‘Уджайли. Футухат аль-Ваххаб 1/418].
Ибн Джарир считал, что женщина не имеет права брить волосы на лице, под нижней губой и усы и вообще изменять свой внешний вид путём добавления или убавления [Шарх Сахих Муслим 14/106].
Некоторые современные законоведы, как, например, ‘Абдаллах аль-Джибрин, запрещают не только выдергивать, но и подстригать и осветлять брови, потому что это предполагает изменение того характерного облика, который Аллах придал человеку [Фатава ‘уляма аль-баляд аль-харам. С. 1203-1204]. По их мнению, выщипывание волос упомянуто в хадисе потому, что это — самый распространенный способ изменения вида бровей. А значит, запрещается не только выщипывать брови, но и подрезать их ножницами или сбривать бритвой.
Однако законоведы четырех мазхабов не были так категоричны в данном вопросе, и причиной тому был рассказ Бакры бинт ‘Укбы, о том, что она спросила ‘Аишу о подрезании бровей, и та ответила: «Если ты замужем и можешь почистить волосы, чтобы глаза выглядели лучше, то сделай это» [Табакат Ибн Са‘д 8/56]. Передатчики этого сообщения заслуживают доверия, кроме Бакры, биография которой была неизвестна знатокам хадисов. Ибн Хиббан назвал ее в числе заслуживавших доверия передатчиков, но он известен попустительством в этом вопросе.
Тем не менее хадис Бакры усиливается рассказом аль-‘Алийи бинт Айфа‘ о том, что она спросила ‘Аишу, можно ли удалять волосы со лба, и она сказала: «По мере возможностей удали то, что мешает тебе». Иснад этого сообщения достоверный, и он приводится в «Муснаде» ‘Али ибн аль-Джа‘да (451). Поэтому кадий ‘Ияд сказал: «Сообщается, что ‘Аиша разрешала выщипывать волосы и очищать их со лба ради мужа» [Маввак. Ат-Тадж ва-ль-иклиль 1/287].
Совмещая мнение ‘Аиши с хадисом ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, некоторые богословы считают, что замужней женщине разрешено удалять волосы на лице и бровях с позволения мужа. Такой вывод вытекает из слов шафиитских законоведов Закарийи аль-Ансари и Шамс-ад-Дина ар-Рамли [Асна аль-маталиб 1/173; Нихая аль-мухтадж 2/25].
Ханафитский богослов Ибн ‘Абидин объясняет это тем, что если волосы на лице женщины вызывают отвращение мужа, «то запрет удалять их маловероятен, так как женщинам необходимо украшаться, чтобы выглядеть хорошо». Далее он приводит слова Синан-ад-Дина аль-Амаси о том, что если у женщины появляется борода или усы, то удалять их не запрещено, а, наоборот, желательно [Радд аль-мухтар 6/373].
Некоторые ханбалитские законоведы разрешали женщине удалять волосы на лице и без разрешения мужа, но только после того, как он увидит её. Имам ас-Саффарини приводит слова ‘Абд-аль-Ваххаба ибн аль-Мубарака аль-Анматы: «Если женщина удаляет волосы на лице ради мужа после того, как тот увидел её, то ничего страшного. Порицается, когда женщина делает это до того, как муж увидит её, так как это может ввести [его] в заблуждение» [Саффарини. Гиза аль-албаб 1/432].
Другие улемы не связывают позволение удалять волосы на лице с разрешением мужа, но ограничивают запрет только бровями и волосами на лице по бокам. Имам ан-Навави пишет, что если у женщины растут усы или борода, то удалять их желательно [Шарх Сахих Муслим 14/106]. Когда имама Ахмада спросили, можно ли удалять волосы со лба, он сказал: «Мне не нравится, если их выдергивают, но если сбривают, то ничего страшного» [Халляль. Аль-Вукуф ва-т-тараджжуль. С. 156].
Таким образом, законоведы были единодушны лишь в том, что запрещено выщипывать брови незамужней женщине, а по всем остальным вопросам есть разногласия. В таких случаях Коран велит нам возвращаться к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, а в достоверных хадисах на этот счёт запрещается удалять волосы на бровях или на лице, причем не имеет значения, каким способом это делается, так как в хадисе указана причина запрета — изменение творения Аллаха. Кроме того, в них ничего не сказано о разрешении мужа и о различном положении замужних и незамужних женщин в данном вопросе, а утверждающие обратное не приводят никаких аргументов в пользу своих слов.
Но если у женщины растут усы и борода или брови неестественно густые и длинные, что вызывает отвращение у неё самой и других людей, то, опираясь на слова ‘Аиши и мнение большинства улемов, она может удалить эти лишние волосы, в том числе волосы над переносицей, и уменьшить объём бровей, пока они не примут естественный вид, но не более того. Иными словами, позволение распространяется на те случаи, когда женщина хочет устранить косметический дефект, не естественный для женщин, а не просто изменить вид бровей в угоду своим желаниям. Это самое безопасное мнение по данному вопросу. А Аллах знает лучше.