В наше время этот вопрос очень актуален, поскольку верующие женщины иногда сталкиваются с необходимостью снять платок во время личного осмотра в аэропортах или полицейских участках, и если речь идёт о немусульманской стране, то сотрудница полиции или таможенной службы, разумеется, может оказаться не мусульманкой.
Кому-то сама постановка вопроса может показаться надуманной. Казалось бы, почему женщина не может снять хиджаб в присутствии другой женщины, пусть даже она исповедует другую религию или вовсе не придерживается какой-либо религии? Тем не менее в шариате нет единого мнения на этот счёт, и причиной тому разные трактовки аята о хиджабе.
Всевышний сказал: «Пусть не выставляют напоказ своих прелестей, кроме тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырезы на груди и не показывают своих прелестей никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или [рабов], что принадлежат им, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не понимают женской наготы» (сура 24 «Свет», аят 31)
.
Как видим, мусульманкам не запрещается обнажать «свои прелести» в присутствии «своих женщин», и большинство комментаторов Корана считают, что речь идёт о женщинах, исповедующих ислам. Это значит, что в присутствии других мусульманок ауратом считается только часть тела от пупка до коленей и мусульманки могут не прикрывать другие части тела, например, в общественных банях.
Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил послание Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху, в котором было сказано: «Мне сообщили, что женщины зиммиев ходят в баню вместе с мусульманками. Не позволяй этому происходить, ибо не дозволено женщинам зиммиев видеть аурат мусульманок». А Ибн ‘Аббас сказал: «Мусульманка не должна позволять иудейкам и христианкам видеть её, чтобы те не могли описать её своим мужьям» [Тафсир аль-Куртуби 12/233].
Ибн Касир сказал: «Хотя подобное запрещено всем женщинам, этот запрет строже для женщин зиммиев, так как их ничто не удерживает от того, [чтобы рассказать своему мужу о красоте какой-либо мусульманки,] тогда как мусульманка знает, что это запрещено и воздерживается от этого, ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть женщина, общавшаяся с другой женщиной, не описывает её своему мужу так, будто он сам увидел её» (аль-Бухари 5241)» [Тафсир Ибн Касир 6/43-44].
Поэтому большинство маликитов, ханафитов и шафиитов считали, что в присутствии женщин, не исповедующих ислам, мусульманка должна одеваться так же, как в присутствии посторонних мужчин. То есть ханафиты разрешали обнажать только лицо, кисти рук и стопы, а шафииты — только лицо и кисти рук [Ибн ‘Ашур. Тахрир ва танвир 18/210-211; аль-Хатыб аш-Шарбини. Мугни аль-мухтадж 4/213].
Согласно другому мнению, мусульманка не обязана носить хиджаб перед женщинами, не исповедующими ислам. Имам Ибн Кудама пишет: «Положение женщины относительно другой женщины такое же, как положение мужчины относительно другого мужчины. В том, что касается взгляда, нет разницы между двумя женщинами-мусульманками и между мусульманкой и женщиной зиммиев, как и нет разницы в этом вопросе между двумя мужчинами-мусульманами и мусульманином и зиммием. Ахмад [ибн Ханбаль] сказал: «Некоторые люди полагают, что ей запрещено снимать платок в присутствии иудеек и христианок, но я считаю, что те не имеют права только смотреть на её срамные места и принимать роды». От имени имама Ахмада передают и противоположное мнение, но оно не получило распространение в ханбалитском мазхабе [Мугни 7/105].
Это мнение опирается на то, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, верующие женщины общались со своими родственницами и соседями, которые не были мусульманами, и нет сообщений о том, что им было приказано покрывать голову в их присутствии.
Что же касается выражения «своих женщин», то местоимение в нём не имеет смысловой нагрузки, а использовано для сохранения созвучий в окончаниях слов. Подобный стилистический приём используется и в суре «Солнце», и примеры его использования есть в доисламской поэзии [Тахрир ва танвир 18/210]. В таком случае речь здесь идет не только о мусульманках, а о женщинах вообще. Отдавая предпочтение этому мнению, Абу Бакр ибн аль-‘Араби назвал данный аят из суры «Свет» «аятом местоимений», потому что в нём встречается двадцать пять местоимений, и это исключительный случай в Коране [Ахкам аль-Кур’ан 3/385].
Таким образом, несмотря на иджтихад авторитетных сподвижников, коранический аят не является однозначным аргументом в пользу мнения большинства законоведов. Напротив, в нём разрешается снимать покрывало в присутствии любых женщин, и это подтверждается практикой первых мусульманок и логическими доводами. А Аллах знает лучше.