Поджаривание кожи
Адское пламя будет сжигать кожу обитателей преисподней, а ведь кожа — это орган, при помощи которого человек ощущает боль. Аллах будет заменять поджаренную кожу на новую, чтобы та горела заново, и так будет продолжаться всегда: «Поистине, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжём в огне. Всякий раз, когда их кожа зажарится, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 4 «Женщины», аят 56)
.
Расплавление внутренних органов
Ещё один вид наказания в аду — пролитие на головы неверующих кипящей воды, нагретой до максимальной температуры. От её жара будут плавиться внутренности обитателей ада и всё, что есть у них в животах: «Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа» (сура 22 «Хадж», аяты 19-20)
.
Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, им на головы прольют кипящую воду, которая пронзит их и достигнет внутренностей, разрывая всё, что у них внутри, а потом вырвется наружу из их стоп. Так они будут плавиться, а потом станут такими, какими были прежде». Он же назвал хадис достоверным, но малоизвестным.
Обжигание лица
Лицо — самая нежная и благородная часть тела, и поэтому посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил бить по лицу. Обитатели ада в день воскресения будут унижены: они будут лежать лицом вниз, слепые, глухие и немые: «В день воскресения Мы соберём их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 97)
. А потом они будут брошены в ад лицом вниз: «А те, которые предстанут с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь ничком: “Разве вы не получаете воздаяние только за то, что совершали?”» (сура 27 «Муравьи», аят 90)
.
Огонь будет обжигать их лица. Он покроет их навсегда, и они не сумеют ничем защитить свои лица от него: «Если бы только неверующие знали о том времени, когда они не смогут отвратить огонь от своих лиц и своих спин, и им никто не поможет!» (сура 21 «Пророки», аят 39)
;
«Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (сура 23 «Верующие», аят 104)
;
«Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты огнём» (сура 14 «Ибрахим», аят 50)
;
«Разве тот, кто в день воскресения будет лицом защищаться от ужасных мучений [, равен верующему]?» (сура 39 «Толпы», аят 24)
.
Взгляни на эту картину, от которой содрогаются тела: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в огне, и они скажут: “Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!”» (сура 33 «Полчища», аят 66)
.
Видел ли ты, как поворачивают мясо, поджаривающееся на углях, или рыбу, жарящуюся на сковороде? Так же будут поворачивать лица тех, кто попадёт в ад. Упаси нас Аллах от мук обитателей преисподней!
Волочение лицом вниз
Ещё один вид мучительного наказания — волочение неверующих по аду лицом вниз: «Поистине, грешники сбились с пути и страдают (или отдалились от истины). В тот день их ничком поволокут в огонь:“Вкусите прикосновение преисподней!”» (сура 54 «Луна», аяты 47-48)
. Их боли будут усиливаться от того, что в это время они будут закованы в цепи, путы и оковы: «Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в огне» (сура 40 «Прощающий», аяты 70-72)
. Катада сказал: «Раз за разом их будут сжигать то в огне, то в кипятке».
Потемнение лиц
В последней жизни лица обитателей ада станут чёрными: «В тот день одни лица побелеют, а другие — почернеют. Тем, чьи лица почернеют [, будет сказано]: “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 106)
. Их лица будут совершенно чёрными, будто на них накинуто покрывало тёмной ночи: «А воздаянием тех, кто приобрёл зло, будет равноценное зло. Их постигнет унижение, и никто не защитит их от Аллаха. Их лица словно покроются клочьями ночного мрака. Они — обитатели огня, в котором они пребудут вечно» (сура 10 «Йунус», аят 27)
.
Окружение огнём со всех сторон
Обитателями ада будут неверующие, которые окружены грехами и прегрешениями настолько, что за их душой не сохранилось ни одного доброго поступками. Опровергая заявления иудеев, считавших, что огонь коснётся их лишь на считанные дни, Всевышний Аллах сказал: «О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 81)
. В таком положении окажутся только те, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.
Сиддик Хасан-хан пишет: «Под грехом здесь подразумевается конкретная группа деяний. Речь может идти о грехе, который окружает человека со всех сторон, не оставляя за ним ни одного доброго поступка, закрывая перед ним все пути к спасению. Вечное пребывание в аду — удел неверующих и многобожников. Поэтому под грехом в данном аяте непременно следует понимать неверие и приобщение сотоварищей к Аллаху. Это выявляет несостоятельность упорного отрицания мутазилитами и хариджитами содержащихся в сунне многочисленных преданий о том, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут из ада» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 67).
Таким образом, грехи и проступки окружают неверующего подобно тому, как браслет окружает запястье, и, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершённых деяний, неверующие будут окружены огнём со всех сторон. Всевышний сказал: «Их ложа будут из геенны, а над ними будут покрывала» (сура 7 «Ограды», аят 41)
. Ложа будут под ними, а покрывала накроют их сверху. Иными словами, пламя будет окутывать их со всех сторон. Всевышний сказал: «В тот день мучения покроют их сверху и из-под ног» (сура 29 «Паук», аят 55)
;
«Над ними будут навесы из огня, и под ними будут навесы» (сура 39 «Толпы», аят 16)
. О том, что огонь окутает неверующих, недвусмысленно говорится в аяте: «Поистине, геенна объемлет неверующих» (сура 9 «Покаяние», аят 49)
.
По мнению некоторых комментаторов, под ложами имеются в виду постели неверующих, а под покрывалами — их одеяла (Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 168).
С другой стороны, неверующие будут окружены огнём и в том смысле, что их будут окружать огненные стены, за которые они не смогут пройти. Всевышний сказал: «Мы приготовили для несправедливых огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 29)
. Стены ада — это ограждения, окружающие его со всех сторон.
Вздымание огня над сердцами
Как мы уже упомянули, размеры обитателей ада будут очень большими, и, несмотря на это, пламя будет проникать в самые глубокие участки их тел: «Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 26-29)
. Комментируя слова «Она не щадит и не оставляет», один из ранних мусульман сказал: «Она пожирает его кости, мясо и мозг, не оставляя ничего» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).
Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое огонь сокрушающий? Это — разожжённый огонь Аллаха, который вздымается над сердцами» (сура 104 «Хулитель», аяты 4-7)
. Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази сказал: «Огонь пожирает человека, достигая сердца, после чего его воссоздают». Передают, что Сабит ал-Бунани, прочтя данный аят, сказал: «Огонь будет сжигать их до сердец, и они ещё будут живы, а их муки достигнут наивысшего предела», — а потом заплакал (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).
Выпадение кишок
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приведён рассказ Усамы ибн Зайда о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будет человек, которого в день воскресения приведут и бросят в огонь. Его кишки вывалятся туда, и он будет крутиться, подобно ослу, вращающему [жернова] мельницы. Обитатели огня соберутся вокруг него и скажут: “Что с тобой, такой-то? Разве ты не побуждал нас к одобряемому и не удерживал от предосудительного?!” Он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам не делал этого, и я удерживал вас от предосудительного, а сам совершал его”». Он будет крутиться вокруг своих кишок подобно тому, как осёл ходит кругом, вращая жернова мельницы.
Одним из тех, кто будет волочить свои кишки по аду, будет ‘Амр ибн Лухайй — тот, кто первым исказил религию арабов. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, видел, как он будет волочить свои кишки в огне. В «Сахихе» Муслима приводится хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел, как ‘Амр ибн ‘Амир ал-Хуза‘и волочит свои кишки в огне. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу». Почитание саибы — один из обычаев, введенных ‘Амром. Вопреки ниспосланным Аллахом законам он отменил некоторые из Божьих запретов и объявил священными отдельные виды скота. Он запрещал закалывать этих животных, доить их и ездить на них верхом.
Оковы, путы, цепи и палицы в аду
Аллах приготовил для обитателей ада оковы, путы, цепи и палицы: «Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя» (сура 76 «Человек», аят 4)
;
«Поистине, есть у Нас оковы и ад, еда, которой давятся, и мучительные страдания» (сура 73 «Закутавшийся», аяты 12-13)
.
Оковы будут надеты на шеи грешников: «Мы наложим оковы на шеи неверующих. Разве им не воздаётся только за то, что они совершали?» (сура 34 «Саба», аят 33)
;
«…когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут» (сура 40 «Прощающий», аят 71)
. Слово анкал означает «оковы». Оно получило такое значение, потому что ими Аллах наказывает (йанкулу) грешников: «Поистине, есть у Нас оковы» (сура 73 «Закутавшийся», аят 12)
.
Цепи — ещё один вид мучений: грешники будут закованы в них подобно тому, как преступников заключают в оковы в этом мире. Посмотри же, как описаны эти муки в священной книге: «Схватите его и закуйте, потом бросьте его в ад и нанизывайте на цепь длиной в семьдесят локтей!» (сура 69 «День истины», аяты 30-32)
.
Аллах приготовил для обитателей ада палицы — огромные железные дубинки, которыми будут побивать грешников, когда те попытаются выбраться оттуда. Получив удар, они будут снова ввергнуты в самую пучину ада: «Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите мучения от обжигающего огня!» (сура 22 «Хадж», аяты 21-22)
.