Ат-Тахави в своём трактате, посвящённом вероучению праведных предков, известном как «ал-‘Акида ат-тахавиййа», сказал: «Рай и ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать. Всевышний Аллах создал их до сотворения [людей] и создал тех, кто попадёт туда. Тот, кто пожелает попасть в рай, войдёт туда по милости Аллаха, а тот, кто пожелает попасть в ад, окажется там по Его справедливому [решению]. Каждый трудится для того, что уготовано для него, и стремится к тому, для чего он был сотворён. И добро, и зло уже предопределены для рабов».

Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абу ал-‘Изз ал-Ханафи, комментатор трактата «ал-‘Акида ат-тахавиййа», поясняя смысл этих слов, пишет: «Слова «Рай и ад уже сотворены» означают, что последователи сунны единодушно признают, что эти творения существуют сейчас. Последователи сунны не отступали от этого убеждения, пока не появились мутазилиты и кадариты, которые стали отрицать его. Они заявили, что Аллах создаст эти два творения в день воскресения. К этому их побудил ошибочный принцип, руководствуясь которым они придумали законы для того, что совершает Аллах. Они решили, что Ему подобает совершать, а что не подобает, проведя аналогию между Его действиями и поступками творений. Фактически, они уподобили одно другому. Наряду с этим в их убеждения проникли идеи джахмизма, и они лишили божественные качества всякого смысла. Они заявили, что сотворение рая до воздаяния бесполезно, ибо в таком случае ему пришлось бы бездействовать на протяжении длительного срока. Они придумали для Всевышнего Господа неверные законы и отвергли тексты, которые противоречат им. Они исказили смысл текстов, а тех, кто не признал их законов, они обвинили в заблуждении и ереси».

Далее автор привёл доказательства из Корана и сунны, подтверждающие то, что рай и ад уже созданы: «К текстам из Корана относятся слова Всевышнего о том, что рай «уготован для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133);

«уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников» (сура 57 «Железо», аят 21).

Об аде же сказано, что он «уготован для неверующих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 131).

Всевышний сказал: «Поистине, геенна является засадой и местом возвращения для тех, кто преступает [границы дозволенного]» (сура 78 «Весть», аяты 21-22);

«Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища» (сура 53 «Звезда», аяты 13-15).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел лотос крайнего предела и видел возле него рай — сад пристанища. В обоих «Сахихах» приводится хадис Анаса о ночном переносе [из Мекки в Эль-Кудс, а затем на небеса]. В его концовке сказано: «Потом Джибрил привёл меня к лотосу крайнего предела, который был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».

В обоих «Сахихах» приводится хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, каждому из вас после смерти будут показывать его место по утрам и вечерам. Если он будет из числа обитателей рая, то [ему будет показано место] среди обитателей рая, если же он будет из числа обитателей огня, то [ему будет показано место] среди обитателей огня. Ему скажут: «Вот твоё место до тех пор, пока Аллах не воскресит тебя в день воскресения».

Мы уже привели хадис ал-Бары ибн ‘Азиба, в котором сказано: «С неба раздастся голос: “Правдив Мой раб. Расстелите для него райские прелести и откройте для него врата в рай”. На него дует райский ветерок, и он начинает наслаждаться райским благоуханием». Мы также упомянули рассказ Анаса, близкий по смыслу с хадисом ал-Бары.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стоя на этом месте, я увидел всё, что было обещано вам. В тот момент, когда вы увидели, что я двинулся вперёд, я хотел взять из рая кисть винограда. Когда же вы увидели, что я попятился назад, я увидел огонь, который сокрушает сам себя».

Солнечное затмение, произошедшее при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, описано и в хадисе ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, переданном в обоих «Сахихах». В нём говорится, что люди сказали: «Посланник Аллаха, мы увидели, что ты протянул руку к чему-то во время намаза. А потом мы увидели, как ты попятился назад». Он ответил: «Поистине, я увидел рай и протянул руку к кисти винограда, и если бы я взял его, то вы ели бы его, пока существует этот мир. Потом я увидел огонь, и я никогда не видел более страшного зрелища. Я увидел, что большая часть его обитателей — женщины». Его спросили: «Из-за чего, посланник Аллаха?» Он сказал: «Из-за их неблагодарности». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям, неблагодарны за доброе отношение. Ты можешь делать кому-либо из них добро всю жизнь, но стоит ей увидеть нечто [неприятное], как она говорит: “Я никогда не видела [от тебя] добра”». В такой форме его передал ал-Бухари.

В «Сахихе» Муслима приведён хадис Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы вы увидели то, что видел я, то стали бы мало смеяться и много плакать». Его спросили: «Что же ты видел, посланник Аллаха?» Он ответил: «Я видел рай и ад».
В «Муватте» и «Сунанах» встречается хадис Ка‘ба ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, душа мусульманина питается от райских деревьев в образе птицы, пока Аллах не вернёт её в его тело в день воскресения». Это ясное свидетельство того, что души попадают в рай до дня воскресения.

В «Сахихе» Муслима, «Сунанах» и «Муснаде» приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах создал рай и ад, Он послал Джибрила в рай и сказал: “Иди, посмотри на него и на то, что уготовано в нём для его обитателей”. Он отправился и увидел его, а также всё то, что Аллах приготовил для его обитателей, а потом вернулся и сказал: “Клянусь Твоим могуществом, каждый, кто услышит про него, непременно попадёт туда”. Тогда Аллах велел окружить рай тяготами, и сказал: “Иди, посмотри на него и на то, что уготовано в нём для его обитателей”. Он взглянул на это, а потом вернулся и сказал: “Клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь никто не попадёт туда”. Потом Аллах послал его в огонь, сказав: “Иди, посмотри на него и на то, что уготовано в нём для его обитателей”. Он посмотрел на него и увидел, что он вздымается сам над собой. Вернувшись, он сказал: “Клянусь Твоим могуществом, никто из тех, кто услышит про него, не попадёт туда”. Тогда Аллах велел окружить огонь соблазнами и сказал: “Иди, посмотри на него и на то, что уготовано в нём для его обитателей”. Вернувшись, он сказал: “Клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь все попадут туда, и никто не сможет спастись”». Похожих преданий в сунне много». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 476-478.)

В «Сахихе» ал-Бухари есть глава «Об описании рая и том, что он уже создан». В ней приводится много хадисов, указывающих на то, что рай уже сотворён. Среди них — хадис о том, что Аллах показывает покойному его место в раю и аду, когда того помещают в могилу, предание о том, как рай и ад были показаны посланнику, мир ему и благословение Аллаха, хадис о том, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел в раю дворец ‘Умара ибн ал-Хаттаба, и др. Как справедливо заметил Ибн Хаджар в «Фатхе» (6/320), «ещё более ясным свидетельством, чем перечисленные ал-Бухари хадисы, является хадис Абу Хурайры, переданный Ахмадом, Абу Давудом с сильным иснадом. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Когда Аллах создал рай, Он сказал Джибрилу: ‘Иди, посмотри на него’”».