Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия, попадут в рай, если так будет угодно Всевышнему Аллаху. Он смилостивится над ними и окажет им великую честь: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрёл» (сура 52 «Гора», аят 21)
. Сославшись на слова Всевышнего: «Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (сура 74 «Завернувшийся», аят 38)
, ‘Али ибн Абу Талиб утверждал, что дети верующих попадут в рай, ведь они не совершали грехов и не могут быть заложниками своих прегрешений.
Ал-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха»: «О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребёнка с верой и надеждой на награду Аллаха». В ней приводится хадис Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-нибудь из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним».
Там же приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что женщины сказали пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Отведи для нас день». Он прочёл им проповедь и сказал: «Если у какой-либо женщины умрут трое детей, то они заслонят её от огня». Одна из женщин спросила: «А если двое?» Он ответил: «И двое тоже».
В другой главе того же сборника, названной «О том, что было сказано о (покойных) детях мусульман», помимо вышеназванного хадиса Анаса, приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у кого-либо умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то они заслонят его от огня или введут в рай». После него приводится хадис ал-Бары: «Когда скончался Ибрахим (сын пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, — К. Э.), посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, в раю у него есть кормилица”».
Приведённые имамом ал-Бухари хадисы указывают на то, что дети верующих попадут в рай. Ибн Хаджар по этому поводу сказал (3/244): «Тот, кто заслоняет от ада своих родителей, больше заслуживает того, чтобы его уберегли от ада, ибо в этом суть милости и её причина».
О том, что потомки верующих попадут в рай, недвусмысленно говорится в ряде сообщений. Например, в дополнениях к «Муснаду», составленных ‘Абдаллахом ибн Ахмадом, приводится хадис ‘Али ибн Абу Талиба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мусульмане и их дети попадут в рай».
В «Муснаде» Ахмада приводится другой восходящий хадис, переданный со слов Абу Хурайры: «Если у кого-либо из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то Аллах по милости Своей введёт их в рай вместе с родителями».
Муслим в «Сахихе» и Ахмад в «Муснаде» передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Малолетние из них — младшие в раю. Они встретятся со своим родителем (или родителями) и схватят их за одежду (или за руку) так, как я держу за край твоей одежды, и не отпустят, пока Аллах не введёт их вместе в рай».
Имам Ахмад, Ибн Хиббан и ал-Хаким передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Детей мусульман в раю опекает Ибрахим».
Абу Ну‘айм в «Ахбар Асбахан», ад-Дайлами и Ибн ‘Асакир передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дети верующих находятся на горе в раю, а Ибрахим и Сара опекают их до тех пор, пока не вернут их родителям в день воскресения».
Ан-Навави сообщил, что авторитетные мусульманские учёные были единодушны в том, что дети мусульман, умершие, не достигнув совершеннолетия, попадают в рай. Он же сообщил, что некоторые учёные воздерживались от окончательного суждения по данному вопросу (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 244).
Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 511) передал, что среди тех, кто воздерживался от суждения по данному вопросу, были Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Исхак ибн Рахавайх.
По словам ан-Навави, эти учёные не утверждали категорично того, что дети мусульман попадают в рай, из-за хадиса ‘Аиши, переданного Муслимом: «Когда в одной из семей ансаров скончался ребёнок, я сказала: “Ему уготована Туба. Он не совершил зла и не дожил до него”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для рая…”».
Возможно, пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил ей поспешно говорить о чём-либо, не имея веских доказательств. Возможно, это произошло до того, как ему было открыто, что дети мусульман попадут в рай (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 244).
Полагаю, что в действительности из хадиса следует, что нельзя заявлять с уверенностью о том, что какой-то конкретный человек непременно попадёт в рай, хотя в целом мы знаем, что дети мусульман окажутся там. Второй важный момент — указание на недопустимость подобных речей, чтобы никто не осмеливался говорить на такие темы. К сожалению, в наше время всё происходит именно так, и, оплакивая своих родственников, люди заявляют, что те попадают в рай, даже если те были самыми нечестивыми грешниками.
Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/281) пишет: «Нельзя свидетельствовать о том, что кто-либо конкретно из детей верующих попадает в рай, несмотря на то, что в целом мы свидетельствуем об этом».