Рай — это высокая ступень, и восхождение на неё требует больших усилий. Дорога в рай лежит через борьбу с соблазнами и тем, что нравится душе, и пройти этот путь нельзя без твёрдой решимости и сильной воли. В хадисе Абу Хурайры, переданном ал-Бухари и Муслимом, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Огонь скрыт за соблазнами, а рай — за тяготами». В версии Муслима вместо глагола «скрыт» сказано: «окружён».
Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи в своих «Сунанах» передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Могучий и Великий Аллах создал рай, Он сказал: “Джибрил, иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, все, кто услышит про него, попадут туда”. Тогда Аллах окружил его тяготами и сказал: “Иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь никто не попадёт туда”».
Ан-Навави в комментариях к первому хадису (17/165) отметил: «Это — пример удивительного красноречия и лаконичности изречений, которые были дарованы пророку, мир ему и благословение Аллаха. Смысл этих слов в том, что попасть в рай можно только, преодолевая трудности, а попасть в ад — поддаваясь соблазнам. Рай и ад скрыты за ними, и тот, кто срывает эту завесу, достигает того, что скрывалось за ней. Для того чтобы снять завесу с рая, нужно преодолеть трудности, а для того, чтобы снять завесу с ада, достаточно поддаться соблазну. К трудностям относится усердное и регулярное поклонение, терпеливое преодоление связанных с ним тягот, подавление гнева, прощение, сдержанность, раздача милостыни, доброе отношение к тем, кто причинил тебе зло, воздержание от потакания страстям и т. п.»