Ад вечен, никогда не исчезнет и не перестанет существовать. Ат-Тахави в своём трактате, посвящённом вероучению, писал: «Рай и ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать» [Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 476].
Как отметил Ибн Хазм, все мусульмане единодушны по этому поводу. В книге «ал-Фасл фи-л-милал ва-н-нихал» (4/83) он пишет: «Все мусульманские течения, за исключением Джахма ибн Сафвана, были единодушны относительно того, что ни рай с его блаженством, ни ад с его муками никогда не исчезнут».
В другом его трактате «Маратиб ал-иджма‘» (С. 173) также отмечается, что мусульмане единодушны относительно того, «что ад существует реально и является обителью мук, что он никогда не исчезнет, как и не прекратят существование его обитатели».
Текстов, указывающих на вечность ада, очень много, и на страницах этого исследования мы упомянем некоторые из них, хотя вполне достаточно того, что Аллах назвал его «обителью вечности».
Таким образом, приверженцы сунны и единой общины верят в то, что ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нём вечно и что покинут его только грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда.
Однако не все люди согласны с убеждениями поборников истины в данном вопросе. Тех, кто разделяет иные взгляды, можно поделить на семь групп.
1. Джахмиты: они не считают вечными ни ад, ни рай. Имам Ахмад сообщил об этом в конце книги «ар-Радд ‘ала-з-занадика» (Опровержение еретиков), приведя там ясные тексты, указывающие на вечность этих творений.
2. Хариджиты и мутазилиты: они полагают, что всякий попавший в ад пребудет там вечно, даже если он не приобщал сотоварищей к Аллаху. Суть этих воззрений сводится к тому, что хариджиты считают неверующими мусульман, совершающих грехи. Согласно их представлениям, каждый, кто совершает грехи, становится неверующим и обречён на вечные страдания в аду. По мнению мутазилитов, если человек совершает грехи, то он занимает промежуточное положение между верующими и неверующими: в этом мире на него распространяются законы ислама, а в последней жизни он навечно останется в геенне. Ранее мы уже привели немало текстов в подтверждение того, что поборники единобожия рано или поздно покинут ад.
3. Иудеи: они полагают, что если их подвергнут наказанию в аду, то это продлится лишь некоторое время, после чего им на смену придут другие люди. Аллах опроверг это убеждение и сказал: «Они говорят: “Огонь не коснётся нас, разве что на считанные дни”. Скажи: “Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?” О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аяты 80-81)
;
«Разве ты не видел, что тех, кому была дарована часть писания, призывают к писанию Аллаха, дабы оно рассудило между ними, но часть из них отворачивается с отвращением? Это потому, что они говорят: “Огонь не коснётся нас, разве что на считанные дни!” Их обольстило в их религии то, что они измышляли» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 23-24)
.
Ибн Джарир в своём толковании Корана привёл комментарий Ибн ‘Аббаса к вышеупомянутому аяту из суры «Корова»: «Враги Аллаха из числа иудеев сказали: “Мы войдём в ад только для исполнения обещания, всего на сорок дней — столько, сколько мы поклонялись тельцу. По истечении этого срока наши мучения прекратятся”».
Ибн Джарир (1/381) также передал со слов ас-Судди: «Иудеи сказали: “Поистине, Аллах поместит нас в ад на сорок дней, а когда огонь пожрёт наши грехи, раздастся голос: ‘Выведите каждого обрезанного из числа сынов Исраила’. Поэтому нам приказано обрезать крайнюю плоть, и ни одного из нас не оставят в аду”».
Там же приводится со слов Ибн ‘Аббаса: «Рассказывают, что иудеи обнаружили в Торе запись: “Между двумя краями геенны сорок лет пути, и он простирается до дерева заккум, растущего в основании ада”». Ибн ‘Аббас говорил: «Ад — это преисподняя, и там есть дерево заккум. Враги Аллаха решили, что счёт дней, которые были обещаны им в писании, подойдёт к концу».
Ибн Джарир пишет: «Он имел в виду расстояние до основания ада. Иудеи считали, что срок [их пребывания в аду] завершится, когда пройдут считанные дни, после чего не будет мучений, а геенна исчезнет и будет разрушена. Об этом идёт речь в словах: «Огонь не коснётся нас, разве что на считанные дни» (сура 2 «Корова», аят 80)
. Они имели в виду срок [пребывания в аду]. Ибн ‘Аббас сказал: «Когда они войдут во врата геенны, начнутся их мучения. В последний из считанных дней они достигнут дерева заккум. Хранители преисподней скажут им: “Вы полагали, что огонь коснётся вас лишь на считанные дни. Они прошли, а вы останетесь здесь навечно”. Потом их угнетёнными поволокут вверх по геенне».
4. Имам пантеистов Ибн ‘Араби ат-Таи полагал, что обитатели ада будут мучаться в нём определённое время, после чего их огненная природа изменится и они станут получать удовольствие от пребывания в аду в силу сходства их природы. Ибн Хаджар в «Фатхе» (10/421) писал: «Этого мнения придерживаются некоторые еретики из числа суфиев».
5. Некоторые полагали, что обитатели ада покинут его, после чего он навечно останется пустым и не исчезнет.
6. Абу Хузайл ал-‘Аллаф, один из мутазилитских имамов, считал, что обитатели ада лишатся жизни и превратятся в безжизненные предметы, не способные двигаться и ощущать боль. На такой вывод его навело предположение о невозможности бесконечных явлений, и он отверг ясные неопровержимые тексты, отдав предпочтение ошибочным логическим суждениям.
7. Некоторые полагали, что Аллах выведет из ада, кого пожелает, что подтверждается хадисами, после чего он просуществует ещё некоторое время, а потом исчезнет. Это мнение, предполагающее конечность ада, разделяли шейхульислам Ибн Таймиййа и его ученик Ибн ал-Каййим.
Улемы один за другим составляли труды, в которых они разъясняли ошибочность данного суждения. Так, Ибн Хаджар (11/422), упомянув о нём, сказал: «Некоторые из поздних учёных склонились к этому мнению, приведя в его поддержку несколько аргументов. Однако это дурное и неправильное суждение, и ас-Субки посвятил разъяснению его слабости пространное исследование, отлично справившись с задачей». Речь идёт о книге «ал-И‘тибар би бака’ ал-джанна ва-н-нар» (Соображения о вечности рая и ада) Таки ад-Дина ‘Али ибн ‘Абд ал-Баки ас-Субки аш-Шафи‘и (ум. 756 г. х.).
Сиддик Хасан-хан пишет: «Выдающийся учёный, шейх Мар‘и ал-Карами ал-Ханбали написал статью «Тауфик ал-фарикайн ‘ала хулуд ахл ад-дарайн». Статьи на эту тему написаны имамом Мухаммадом ибн Исма‘илом ал-Амиром, а также кадием, выдающимся учёным и муджтахидом Мухаммадом ибн ‘Али аш-Шаукани. Суть их сводится к тому, что рай и ад будут существовать вечно, и их обитатели останутся там навсегда».
Здесь уместно разъяснить несколько вопросов:
1. Мнение о конечности ада является слабым, несмотря на то, что его поддерживали два великих знатока ислама. Шейхульислам Ибн Таймиййа и его ученик Ибн ал-Каййим сами учили нас тому, что любить истину следует сильнее, чем людей. Аргументами в пользу слабости этого суждения являются многочисленные тексты, свидетельствующие о вечности ада. Эти аргументы неопровержимы и предельно ясны, и, как мы уже упоминали, некоторые даже указывали на существование единого мнения относительно вечности ада.
2. Это суждение никоим образом не может служить поводом для порицания шейхульислама Ибн Таймиййи и его ученика Ибн ал-Каййима. Из-за этого мнения одни обвинили их в неверии, другие назвали их нечестивцами, но подобные заявления несправедливы. Эти двое муджтахидов получили награду за своё суждение, и если бы они знали, что их мнение противоречит истине, то непременно отреклись бы от него. Заявление о том, что ошибки в таких вопросах заслуживают обвинения в неверии, равносильны обвинению в неверии многих мусульманских имамов, чей авторитет не вызывает сомнения. Так, ‘Умар ибн ал-Хаттаб считал, что если путешественник не находит воды, то ему не полагается ни очищаться песком, ни молиться, хотя мусульмане единодушны в обратном. Имам Малик полагал, что слова «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» не являются аятом, хотя мусульмане единодушны в том, что весь текст писания считается Кораном. Некоторые считали, что вера не усиливается и не слабеет, несмотря на то, что Коран и сунна ясно свидетельствуют об обратном, и богословы единодушны в данном вопросе.
3. Следует принять во внимание, что Ибн Таймиййа и Ибн ал-Каййим высказывали мнение и о вечности ада. Так, в собрании фетв шейхульислама (18/307) говорится: «Ранние мусульмане, имамы этой общины и прочие приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что некоторые из творений не исчезнут и никогда не перестанут существовать, например: рай, ад, трон и пр. Лишь некоторые еретики из последователей калама, такие как Джахм ибн Сафван и согласившиеся с ним мутазилиты, утверждали конечность всех творений. Это ошибочное суждение противоречит писанию Аллаха, сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и единому мнению ранних мусульман и имамов этой общины».
В таком случае эти два учёных высказывали два мнения по данному вопросу, и мы не можем утверждать, что они были убеждены в конечности ада, пока нам не станет ясно, что это их последнее мнение по этому поводу. Поскольку нам не известно их последнее суждение, предпочтительнее не приписывать им одно из двух перечисленных ранее мнений.
4. Не все аргументы в пользу конечности ада, на которые опирались шейхульислам Ибн Таймиййа и Ибн ал-Каййим, достоверны, а те из них, которые достоверны, двусмысленны. Более того, некоторые из них можно истолковать в пользу вечности ада и конечности обители, где будут наказаны ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Эти аргументы были исследованы ас-Сан‘ани, и в своей статье он опроверг утверждения Ибн Таймиййи и Ибн ал-Каййима по данному вопросу. Она называется «Раф‘ ал-астар ли-ибтал адилла ал-ка’илин би-фана’ ан-нар» (Приподнятие покрывала для опровержения доводов тех, кто говорит об исчезновении ада) (Бейрут, ал-Мактаб ал-ислами), и в ней разъяснено, что эти доводы не являются основанием для подобного суждения.
Среди тех, кто исследовал данный вопрос, можно назвать имама ал-Куртуби. В своей «Тазкире» он приводит тексты, указывающие на вечность рая и ада. В частности, в них сообщается о заклании смерти между раем и адом, после чего будет сказано: «Обитатели рая, смерти не будет — будет вечность! Обитатели огня, смерти не будет — будет вечность!»
Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 436) пишет: «Эти достоверные хадисы указывают на то, что обитатели рая и ада пребудут в них вечно, не определённое время и не до определённого срока. Они останутся там навсегда. Они не умрут там, но и не будут жить. Они не найдут там ни покоя, ни спасения».
Потом он опровергает заявления о конечности ада, разъяснив, что прекратит существование лишь та обитель, куда попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху: «Заявления о том, что люди выйдут из ада, и тот останется пустым, после чего разрушится и исчезнет, противоречат здравому смыслу и тому, что принёс посланник, и единому мнению приверженцев сунны и справедливых имамов. <…> Опустеет геенна — верхний уровень ада, где пребудут ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, а по его краям будет расти кресс. [По этому поводу нет ни одного достоверного сообщения. Очевидно, учёный имел в виду, что огонь, в который попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, будет затухающим и что растения смогут прорастать по его краям. – Прим. Автора.]
Фадл ибн Салих ал-Му‘афири сказал: «Как-то мы были у Малика ибн Анаса, и он попросил нас уйти. Ближе к вечеру мы вернулись, и он сказал: “Я попросил вас уйти, потому что ко мне пришёл какой-то мужчина и попросил принять его. По его словам, он прибыл из Шама, чтобы задать мне вопрос. Он спросил: ‘Абу ‘Абдаллах, как ты считаешь, можно ли есть кресс-салат? Говорят, что он растёт на краю геенны’. Я сказал: ‘В этом нет ничего плохого’. Он сказал: ‘Да хранит тебя Аллах, и пребудет с тобой мир!’”» Об этом рассказал хатиб Абу Бакр Ахмад, да помилует его Аллах.
Абу Бакр ал-Баззар рассказал со слов ‘Амра ибн Маймуна, что ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн ал-‘Ас рассказывал: «Придёт время, когда ветер будет хлопать вратами ада, и в нём не останется никого», т. е. никого из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху. Это сообщение прерывается на ‘Абдаллахе ибн ‘Амре, а не возводится до пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако по таким вопросам нельзя делать свои умозаключения, и поэтому хадис считается восходящим» [Куртуби. Тазкира. С. 437].