В комментариях к трактату имама ат-Тахави обсуждаются сомнительные доводы тех, кто считает, что ад ещё не создан. Опровергая их, автор пишет: «Те, кто полагает, что он ещё не сотворён, ссылаются на сомнительный довод: если бы он существовал сейчас, то в день воскресения он непременно должен был бы исчезнуть, а все его обитатели — погибнуть и умереть, потому что Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88)
;
«Каждая душа вкусит смерть» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185)
.
Кроме того, в своде ат-Тирмизи передан хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и малоизвестным. Он же передал со слов Абу аз-Зубайра хадис Джабира о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто скажет: “Субхана-Ллахи ва бихамдихи”, — будет посажена пальма в раю». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.
Они считают, что если бы рай был уже создан, то его земля не была бы ровной и гладкой, а его саженцы были бы лишены всякого смысла. То же самое можно сказать о словах жены Фараона: «Господи, возведи для меня дом в раю возле Тебя!» (сура 66 «Запрещение», аят 11)
.
Ответить на это можно следующим образом: если вы имеете в виду, что рай не существует, что он возникнет подобно тому, как подуют в рог, или подобно воскресению мёртвых из могил, то такое утверждение лживо. Оно опровергается аргументами, некоторые из которых мы уже привели. Но если вы имеете в виду, что Аллах ещё не завершил сотворение там всего, что уготовано для его обитателей, и что Он продолжает создавать в нём новые вещи, и что Он создаст в нём многое другое, когда верующие войдут туда, то это справедливо, и это нельзя отрицать. Ваши доводы указывают именно на такое толкование.
Что касается ваших попыток сослаться на слова Всевышнего Аллаха «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88)
, то они опираются на неправильное понимание смысла этого аята. Отрицая существование рая и ада на основании этого аята, вы уподобляетесь вашим собратьям, утверждающим, что эти творения исчезнут, а их обитатели умрут!! Ни вы, ни ваши собратья не поняли смысла этого аята, но мусульманские имамы поняли его правильно. Они говорили, в частности, что здесь имеется в виду всё, чему Аллах предписал исчезнуть и погибнуть. Что же касается рая и ада, то они сотворены для вечного существования, а не для того, чтобы исчезнуть. То же самое относится к трону, который является кровлей рая. Существует мнение, что в этом аяте имеется в виду «кроме Его владений» или «кроме того, что сделано ради Него». Говорят, что после ниспослания слов Всевышнего Аллаха «Все на ней (т. е. на земле) смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26)
, ангелы сказали: «Жители Земли погибли!» Они пожелали жить вечно, но Аллах сообщил, что умрут все жители и неба, и земли. Он сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88)
, ибо только Он — Живой, Который не умирает. Тогда ангелам стало ясно, что они тоже смертны. Об этом упоминали для сопоставления этих аятов с недвусмысленными текстами, указывающими на то, что рай и ад вечны. Из этих текстов следуют и другие выводы, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Всевышнего Аллаха». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 479.)