Райские деревья и плоды многочисленны, разнообразны и вечны
В раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы, бананы, акации: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники» (сура 78 «Весть», аяты 31-32)
;
«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68)
;
«И будут те, кто по правую сторону. Кто же будет по правую сторону? [Они пребудут] среди лотосов, лишённых шипов, под свисающими гроздями бананами (или акациями камеденосными), в распростёртой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов» (сура 56 «Свершившееся», аяты 27-32)
.
Лотос (дикая ююба) — это дерево с шипами, но в раю у него нет шипов. Акация камеденосная растёт в Хиджазе, и у неё тоже есть шипы, но в раю её ветви свисают под тяжестью гроздьев плодов, которые можно легко достать.
В Коране перечислены лишь немногие из райских деревьев. Аллах сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (сура 55 «Милостивый», аят 52)
. Но, несмотря на их многочисленность, обитатели рая смогут попросить любой фрукт, который они пожелают: «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питьё» (сура 38 «Сад», аят 51)
;
«…с фруктами, которые они выбирают» (сура 56 «Свершившееся», аят 20)
;
«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают» (сура 77 «Посылаемые», аяты 41-42)
.
Одним словом, в раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71)
.
По мнению Ибн Касира, упоминание о лотосе и акации — пример указания на нечто большое и многочисленное посредством чего-либо меньшего и малочисленного. В этом он усматривает тонкий намёк на величие райских плодов: «В земном мире дикая ююба плодоносит очень слабо, и у неё много шипов, а акация вообще приносит пользу только как источник тени. И если на таких деревьях в раю вырастает множество прекрасных плодов, каждый из которых имеет семьдесят привкусов и оттенков, напоминающих друг друга, что тогда можно подумать о плодах тех деревьев, которые в этом мире приносят прекрасные плоды: яблонях, финиковых пальмах, виноградниках? Что можно подумать о всевозможных пахучих травах и цветах? Одним словом, там есть то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа, и мы просим Аллаха одарить нас этим по милости Его» (Ибн Касир. Бидайа. Т. 2. С. 262).
Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определённый сезон. Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35)
;
«[Верующие пребудут среди] многочисленных фруктов, которые не кончаются и не запретны» (сура 56 «Свершившееся», аяты 33-34)
, т. е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям рая насладиться ими. Прелесть этих плодов в том, что обитатели рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее» (сура 2 «Корова», аят 25)
.
У деревьев в раю множество длинных разросшихся ветвей. В Коране сказано: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аяты 46-48)
. Они будут тёмно-зелёного цвета: «А перед теми двумя есть ещё два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аяты 62-64)
.
Райские сады описаны так, потому что листва деревьев там настолько зелёная, что кажется тёмной, и потому что сами деревья переплетаются друг с другом.
Фрукты на райских деревьях опускаются низко, словно они слушаются жителей садов, и те смогут легко и без труда дотянуться до них. Коран гласит: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко» (сура 55 «Милостивый», аят 54)
;
«Плоды будут подчинены им полностью» (сура 76 «Человек», аят 14)
.
Тень деревьев в раю будет такой, какой её описал Всевышний: «Мы введём их в густую тень» (сура 4 «Женщины», аят 57)
;
«…в распростёртой тени» (сура 56 «Свершившееся», аят 30)
;
«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41)
.
Описание некоторых деревьев в раю
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал удивительные истории о некоторых из райских деревьев, об их больших размерах, надолго поражающих воображение тех, кто пытается представить их себе. Здесь мы приведём некоторых из хадисов посланника, мир ему и благословение Аллаха, на эту тему.
1. Дерево, в тени которого всадник скачет сто лет
Это — огромное дерево, вообразить размеры которого может только его Творец. Описывая его, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что всадник, скачущий галопом верхом на рысаке, может проскакать его в тени сто лет. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, которое всаднику, скачущему во весь опор на маститом поджаром жеребце, не удастся миновать даже за сто лет».
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет. Если хотите, прочтите: “…в распростёртой тени” (сура 56 «Свершившееся», аят 30)
».
Муслим передал со слов Абу Хурайры и Сахла ибн Са‘да, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет, так и не миновав его».
2. Лотос крайнего предела
Это дерево упоминается в Коране, и возле него наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила в том облике, в котором он был создан Аллахом. Это дерево находится возле сада пристанища, и когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел его, оно было покрыто чем-то, о чём доподлинно известно только Аллаху: «Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища. Лотос был покрыт тем, что покрыло его. Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (сура 53 «Звезда», аяты 13-17)
.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал нам это дерево: «Потом мне показали лотос крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. [Джибрил] сказал: “Это лотос крайнего предела”. Там были четыре реки: две из них явные, а две — скрытые. Я спросил: “Джибрил, что это за реки?” Он ответил: “Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат”». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.
В обоих «Сахихах» также приводится следующий хадис: «Потом меня повели дальше, пока мы не добрались до лотоса крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. Один его лист может накрыть чуть ли не всю эту общину. Он был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».
3. Туба
Это огромное дерево, из которого получают одежды для обитателей рая. В «Муснаде» Ахмада, «Тафсире» Ибн Джарира и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Туба — это дерево в раю, оно простирается на сто лет пути, а из его чашечек выходят одеяния для обитателей рая».
Райские плоды раскрываются, и оттуда выходят одежды обитателей рая. На это указывает хадис, переданный Ахмадом в «Муснаде» со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра. В нём сообщается, что один человек пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Посланник Аллаха, расскажи нам об одежде обитателей рая: она будет сотворена готовой или её будут шить?» Кое-кто из людей засмеялся, но посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над чем вы смеётесь? Над тем, что человек, который не знает, спрашивает того, кто знает?» Потом он опустил голову, а спустя некоторое время сказал: «Где тот, кто задал вопрос?» Мужчина ответил: «Я тут, посланник Аллаха». Он сказал: «Нет, райские плоды будут раскрываться, и она будет выходить оттуда». Он повторил это трижды.
Лучшее из пахучих растений в раю
Аллах поведал о том, что в раю есть пахучие растения: «Если он будет одним из приближённых, то обретёт покой, базилик и сад блаженства» (сура 56 «Свершившееся», аяты 88-89)
. Посланник же, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что лучшим из пахучих растений в раю будет хенна. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабире» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее из пахучих растений в раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям ал-Бухари и Муслима.
Стволы райских деревьев из золота
Среди удивительных рассказов посланника, мир ему и благословение Аллаха, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и ал-Байхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стволы всех деревьев в раю из золота».
Как верующий может обрести больше деревьев в раю?
Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим, встретив нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в раю. Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”».