Мы уже рассмотрели, какими будут деревья и плоды в раю. Их ветви будут наклоняться низко и не доставят никаких трудностей обитателям садов, а те будут вкушать любые фрукты, которые только пожелают. Поистине, там они получат любые яства и напитки — всё, что будет угодно их душе. Их будут угощать «фруктами, которые они выберут, и мясом птиц, которое они пожелают» (сура 56 «Свершившееся», аяты 20-21)
; «Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71)
.
Аллах позволит им наслаждаться всевозможными яствами и напитками: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (сура 69 «День истины», аят 24)
.
Мы также отметили, что, помимо обычных морей из воды, в раю есть винный, молочные и медовые моря, откуда берут начало райские реки. Там есть много источников, и жители рая будут напиваться из этих морей, рек и ключей.
Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (сура 76 «Человек», аяты 5-6)
;
«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём, из источника, названного Салсабилем» (сура 76 «Человек», аяты 17-18)
;
«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 27-28)
.
Вино в раю
Одним из напитков, которым Аллах почтит обитателей рая, будет вино. Оно будет избавлено от всех недостатков, присущих винам в этом мире. Эти вина лишают человека рассудка, вызывают мигрень и боли в животе, ослабляют тело и приносят болезни. Упущения могут быть сделаны в процессе их приготовления, и тогда они приобретают неправильный цвет, вкус и т. п. Райское вино лишено всех этих недостатков. Это — чистый и прекрасный напиток: «Их будут обходить с чашей родникового напитка (т. е. вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 45-47)
. Аллах сообщил, что оно будет приятного белого цвета, и всякий, кто отведает его, получит удовольствие, но не лишится рассудка. Оно дарует «наслаждение пьющим» (сура 47 «Мухаммад», аят 18)
, и им не надоедает пить его. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47)
. В другом месте говорится: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок» (сура 56 «Свершившееся», аяты 17-19)
.
Комментируя эти аяты, Ибн Касир (6/514) сказал: «Оно не приносит головной боли и не лишает рассудка. Напротив, оно всегда приносит только радость и удовольствие. Ад-Даххак передал слова Ибн ‘Аббаса: “Вину присущи четыре особенности: оно вызывает опьянение, приносит головную боль, вызывает рвоту и побуждает к мочеиспусканию. Аллах упомянул райское вино и отметил, что ничто из этого не характерно для него”».
В другом месте сказано: «Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса)» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 25-26)
.
Это вино охарактеризовано двумя качествами. Во-первых, оно запечатано. Во-вторых, если они выпьют его, то с последним глотком ощутят привкус мускуса.
Первое блюдо в раю
Первым блюдом, которым Аллах угостит обитателей рая, будет придаток печени кита. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Земля в день воскресения будет сплошным хлебом. Всемогущий переворачивает её Своей рукой, как вы перекладываете тесто в руках во время поездок, чтобы угостить обитателей рая». Тут к нему подошёл один из иудеев и сказал: «Пусть Милостивый благословит тебя, Абу ал-Касим! Рассказать ли тебе об угощении, которое получат обитатели рая в день воскресения?» Он сказал: «Расскажи». Иудей сказал: «Земля будет сплошным хлебом». То же самое нам сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на нас, а потом засмеялся так, что показались его задние зубы. Потом он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рассказать ли вам об их закуске? Это балам и нун». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Бык и кит. Придаток их печени съедят семьдесят тысяч человек».
Комментируя этот хадис, ан-Навави (17/136) сообщил, что слово нузул означает «угощение, подаваемое гостю». Выражение йатакаффауха би-йадих означает «перекладывает тесто из руки в руку, чтобы сделать его цельным и плоским». Смысл хадиса в том, что Всевышний Аллах превратит землю в раю в огромную лепёшку, которая приготовлена для обитателей рая. Слово нун означает «кит», а слово балам на древнееврейском языке означает «бык». Придаток печени кита — это доля печени, отделённая от её большей части. Считается, что это — её самая вкусная часть.
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ о том, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, ‘Абдаллах ибн Салам задал ему несколько вопросов. В частности, он спросил его: «Что будет первым, что отведают обитатели рая?» Он ответил: «Придаток печени кита».
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Саубана о том, что один из иудеев спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Чем их угостят, когда они войдут в рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А что они съедят вслед за этим?» Он ответил:«Для них заколют быка, который питается по окраинам рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Салсабил». Тогда иудей сказал: «Ты прав».
Яства и напитки в раю лишены примесей
Можно предположить, что еда и питьё в раю приводят к таким же результатам, как и в этом мире, например, к мочеиспусканию, испражнению, появлению слюны, мокроты и т. п. На самом деле это не так, потому что в раю не будет ничего неприятного. Его жители будут очищены от всего нечистого, что характерно для людей в этом мире. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться».
Всё это не относится исключительно к первой группе тех, кто попадёт в рай. Напротив, эти качества присуще всем его обитателям. В версии Муслима (2834) сказано: «Поистине, первая группа моих последователей, которые войдут в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. Те, которые придут после них, займут разные места. Они не будут ни испражняться, ни мочиться, ни сморкаться, ни плеваться».
Как подчёркивается в хадисе, жители рая будут отличаться друг от друга сиянием, но все они в одинаковой степени будут очищены от всего, что может доставить неудобство или вызвать неприязнь. Они не будут справлять ни большую, ни малую нужду, не будут плеваться и сморкаться.
Тут возникает вопрос: как же будут выделяться остатки еды и питья? Этот вопрос сподвижники задали посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и он разъяснил, что они будут выделяться с потом, который будет благоухать, как мускус. Отчасти они будут выделяться с отрыжкой, которая тоже будет иметь приятный запах. В «Сахихе» Муслима (2835) приводится рассказ Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обитатели рая будут там есть и пить, но не будут ни плеваться, ни мочиться, ни испражняться, ни сморкаться». Его спросили: «А что же станет с едой?» Он ответил: «[Она выделится] с отрыжкой и по́том, подобным мускусу».
Почему жители рая будут есть, пить и расчёсывать волосы?
Если обитатели рая обретут вечность и не познают ни боли, ни страданий, ни болезней, если там не будет ни голода, ни жажды, ни грязи, ни нечистот, почему они будут кушать и пить, умащаться благовониями и расчёсывать волосы?
Отвечая на этот вопрос, ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 475) пишет: «Блага и одежда в раю не предназначены для защиты от боли, и еда там не предназначена для утоления голода, и питьё там не служит для утоления жажды. Умащаться благовониями там будут не для того, чтобы избавиться от дурного запаха. Всё это — непрекращающиеся удовольствия и блага, сменяющие одно другое. Разве ты не видишь, что Всевышний сказал Адаму: «Там ты не будешь голодным и нагим. Там ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура 20 «Та ха», аяты 118-119)
. Смысл этого в том, что Всевышний Аллах упомянул о некоторых удовольствиях в раю, которые люди могут представить себе по тому, что видят в этом мире. Но наряду с этим для них приготовлено то, о чём не знает никто, кроме Аллаха».
Сосуды, из которых будут есть и пить в раю
Жители рая будут есть и пить из золотых и серебряных сосудов. Всевышний сказал: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами» (сура 43 «Украшения», аят 71)
, т. е. золотыми чашами. В другом аяте сказано: «Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя — хрусталя серебряного, соразмерных размеров» (сура 76 «Человек», аяты 15-16)
, т. е. они прозрачны, как хрусталь, и блестят, как серебро.
Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы ал-Аш‘ари, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что в раю у верующего будет шатёр из цельной полой жемчужины. Там же говорится: «У него будут два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из серебра, и два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из золота».
Среди сосудов в раю будут чаши, кувшины и кубки: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином)» (сура 56 «Свершившееся», аяты 17-18)
.
Слово куб означает «чаша, не имеющая ни ушек, ни ручек, ни носика». Слово ибрик означает «кувшин, у которого есть ушки или ручки», а слово ка’с — «наполненный кубок».