Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах скажет обитателям рая: “О обитатели рая!” Они ответят: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и всё благо — в Твоих руках”. Он спросит: “Вы довольны?” Они ответят: “Отчего нам не быть довольными, Господи, ведь Ты одарил нас тем, чего не дал никому из Твоих творений?!” Он скажет: “Не одарить ли вас тем, что лучше этого?” Они спросят: “Господи, что может быть лучше этого?” Он скажет: “Отныне Я доволен вами, и никогда не разгневаюсь на вас”».
Величайшим удовольствием в раю будет наслаждение от взора на прекрасный лик Аллаха. Ибн ал-Асир в «Джами‘ ал-усул» (10/557) пишет: «Лицезрение Аллаха — наивысшее из удовольствий в последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаха, и пусть Аллах позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».
Всеблагой и Всевышний Аллах ясно сообщил, что рабы смогут увидеть Господа в садах блаженства: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23)
. Неверующие и многобожники будут лишены этого великого блага и славной почести: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
.
Муслим в «Сахихе» и ат-Тирмизи в «Сунане» передали со слов Сухайба ар-Руми, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
.
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у верующего в раю будет шатёр из одной полой жемчужины, ширина (в одной из версий сказано: «высота») которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов — жёны, но они не видят друг друга, и он будет посещать их одну за другой. У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике».
Возможность взглянуть на лик Всевышнего Аллаха — та самая добавка, которая обещана тем, кто творит добро: «Там для них уготовано всё, что пожелают, а у Нас — добавка» (сура 50 «Каф», аят 35)
;
«Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
. Комментаторы отмечали, что наилучшая награда — это рай, а добавка — это возможность взглянуть на лик Всевышнего Аллаха. На это указывает хадис, переданный Муслимом, который мы упомянули в начале данной главы.
Верующие смогут увидеть Аллаха реально, а не так, как об этом говорят сторонники некоторых течений, отрицающие лицезрение Аллаха. Они опираются на ошибочные логические критерии и грубо искажают смысл текстов. Однажды Малика ибн Анаса, имама города хиджры — Медины, спросили о словах Всевышнего «…взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аят 23)
. Ему сказали: «Некоторые люди говорят, что взирать будут на Его награду». Малик сказал: «Они лгут. Что же они скажут о словах Всевышнего “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
?» Потом он сказал: «В день воскресения люди смогут увидеть Аллаха воочию. Если бы верующие не увидели их Господа в день воскресения, то Аллах не сказал бы о неверующих, что они будут отделены от Него: “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
». Об этом сообщается в книге «Шарх ас-сунна».
Одним из тех, кто недвусмысленно говорил о лицезрении Аллаха в райских садах, был имам ат-Тахави. В своём знаменитом трактате, посвящённом вероучению, он писал: «Обитатели рая получат право увидеть Аллаха, но они не смогут объять его взором, и мы не говорим о том, как это произойдёт. Об этом сообщается в писании нашего Господа: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23)
. Толковать эти слова следует так, как того пожелал Всевышний Аллах, и так, как Он научил. Все достоверные хадисы, дошедшие до нас по этому поводу, следует понимать, как есть. Они имеют именно тот смысл, который в них вложен, и мы не искажаем его, руководствуясь собственными воззрениями, и не строим предположений в угоду нашим желаниям. Поистине, только тот убережёт свою религию, кто предастся Аллаху и Его поланнику, мир ему и благословение Аллаха, и предоставит толкование сомнительных знаний тому, кто разбирается в этом» (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 203).
В комментарии к этому трактату разъясняются взгляды течений, которые уклонились от истины в данном вопросе, а также правильное суждение по этому поводу: «Иной точки зрения по вопросу лицезрения Аллаха придерживаются джахмиты и мутазилиты, а также их последователи — хариджиты и имамиты. Их взгляды неверны, они опровергаются Кораном и сунной. Об истинности лицезрения Аллаха говорили сподвижники и их последователи, признанные мусульманские имамы и сторонники хадисов, а также все остальные последователи калама, причисляющие себя к сунне и единой общине. <…> Это один из самых славных вопросов мусульманского вероучения. Это цель, ради которой засучивают рукава труженики и состязаются состязающиеся. Её не достичь тем, кто будет отделён от Господа и кому будет отказано в просьбе».
Шейх разъяснил, что слова Всевышнего «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23)
относятся к ярчайшим доказательствам истинности лицезрения. Если же кто-либо непременно хочет исказить смысл этого аята, называя это толкованием, то пусть знает, что истолковать в таком духе тексты, касающиеся воскрешения, рая, ада и отчёта, ещё проще. И если какой-либо лжец попытается истолковать эти тексты, исказив их смысл, то он без труда воспользуется методами, которые используют эти интерпретаторы для истолкования данного аята. Разъясняя опасность подобных рационалистических интерпретаций, он сказал: «Это вредит как мирской жизни, так и религии. Так же поступили иудеи и христиане с текстами Торы и Евангелия. Аллах предостерёг нас от подобных поступков, но сторонники лжи желают непременно пойти по их стопам. Сколько же вреда нанесли ошибочные интерпретации религии и верующим? Разве не они послужили поводом для убийства ‘Усмана? Для всего, что произошло в Верблюжьей битве и сражении при Сиффине, для убийства ал-Хусайна и сражения при Харре? Разве не ошибочные интерпретации привели к появлению хариджитов и отколу мутазилитов, уклонению рафидитов и разделению общины на семьдесят три течения?!»
Потом шейх разъяснил, что вышеназванный аят двояко указывает на истинность лицезрения Аллаха. Во-первых, на это указывает смысл самого текста, а во-вторых — понимание ранними богословами этого смысла. Касательно первого аспекта он сказал: «В данном аяте упоминание о том, что взирать будут лица, где, собственно, и находятся глаза, и использование предлога ила ясно указывают на лицезрение воочию. Отсутствие каких-либо намёков на то, что аят несёт в себе иной смысл, недвусмысленно указывает на то, что Аллах имел в виду именно взгляд на Его лик — да славится Его величие!
Слово назар употребляется в разных значениях — в зависимости от предлогов и переходности глагола. Если глагол назара является переходным, то он означает «выжидать», «ожидать»: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света» (сура 57 «Железо», аят 13)
. Если после него используется предлог фи, то он означает «размышлять», «извлекать урок»: «Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли?» (сура 7 «Ограды», аят 185)
. Если после него используется предлог ила, то он означает «видеть глазами»: «Взгляните на их плоды, когда они появляются» (сура 6 «Скот», аят 99)
. Что же говорить, если этот глагол связан со словом ваджх «лицо», ведь на нём, собственно говоря, и расположены глаза?»
Комментируя второй аспект, шейх привёл ряд высказываний ранних мусульман о том, как они понимали данный аят. Так, ал-Хасан ал-Басри сказал: «Они взглянут на своего Господа и осветятся благодаря Его свету». Абу Салих передал комментарий Ибн ‘Аббаса к аяту «…взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аят 23)
: «Они будут взирать на лик Могучего и Великого Господа».
‘Икрима сказал: «Одни лица в тот день будут сиять» от удовольствия и «взирать на своего Господа», т. е. смотреть на Него. Похожее толкование передано со слов Ибн ‘Аббаса, и его придерживаются комментаторы-приверженцы сунны и единой общины. Имам ат-Табари, комментируя аят «Там для них уготовано всё, что пожелают, а у Нас — добавка» (сура 50 «Каф», аят 35)
, передал слова ‘Али ибн Абу Талиба и Анаса ибн Малика: «Это лицезрение Могучего и Великого Аллаха».
Потом шейх разъяснил смысл добавки, упомянутой в аяте: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
. Здесь тоже речь идёт о возможности взглянуть на прекрасный лик Аллаха. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухайба ар-Руми о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
, а потом сказал: «Когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня — в огонь, раздастся голос глашатая: “Обитатели рая, поистине, Аллах дал вам слово и хочет исполнить его!” Они спросят: “Что же это? Разве Он не сделал наши весы тяжёлыми, не обелил наши лица, не ввёл нас в рай и не защитил нас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они посмотрят на Него, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа. Это и есть добавка». В других сборниках этот хадис передан через другие иснады и с небольшими изменениями в тексте, но все его версии сходятся на том, что добавка — это возможность взглянуть на лик Аллаха. Именно так истолковали его сподвижники. Ибн Джарир передал такое толкование от имени целого ряда сподвижников, в том числе — Абу Бакра ас-Сиддика, Хузайфы ибн ал-Йамана, Абу Мусы ал-Аш‘ари и Ибн ‘Аббаса.
Одно из доказательств по данному вопросу — слова Всевышнего «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
. Аш-Шафи‘и и другие имамы говорили о лицезрении Аллаха в раю, ссылаясь на данный аят. Ат-Табари и другие передали это через ал-Музани со слов аш-Шафи‘и.
Ал-Хаким рассказывал, что ал-Асамм рассказал со слов ар-Раби‘ ибн Сулаймана: «Я находился возле Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и, когда к нему поступила записка из Саида [область на юге Египта]. В ней спрашивалось его мнение относительно слов Великого и Могучего Аллаха “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)
. Аш-Шафи‘и сказал: “Они отделены от Него, потому что Он разгневался на них. Следовательно, Его любимцы смогут увидеть Его, ведь Он доволен ими”».
Потом шейх прокомментировал аргументацию мутазилитов, опирающихся на слова Всевышнего «Ты не увидишь Меня» (сура 7 «Ограды», аят 143)
;
«Взоры не могут постичь Его» (сура 6 «Скот», аят 103)
.
Он подчеркнул, что эти аяты в действительности свидетельствуют против них самих.
Первый аят содержит несколько указаний на истинность лицезрения Аллаха.
1. Нельзя думать, что благородный посланник, говоривший с Аллахом, знавший об Аллахе больше, чем любой другой из его современников, попросил у Него то, что невозможно в отношении Аллаха. Напротив, они сами признают, что такое невозможно.
2. Аллах не упрекнул Мусу за такую просьбу. Когда же пророк Нух попросил Господа спасти его сына, Аллах упрекнул его и сказал: «Поистине, Я призываю тебя не быть одним из невежд» (сура 11 «Худ», аят 46)
.
3. Всевышний сказал: «Ты не увидишь Меня» (сура 7 «Ограды», аят 143)
. Он не сказал, что Его нельзя увидеть или что такое невозможно. Разница между этими ответами очевидна. К примеру, если собеседник примет камень, который ты спрятал в рукаве за кусок хлеба, разве ты не можешь сказать ему: «Ты не съешь его»? Всё это означает, что Аллаха можно увидеть, но Муса не смог бы вынести этого в этом мире, потому что человек в земном обличии не способен увидеть Аллаха.
4. Третий пункт проясняется в свете слов Всевышнего: «Но взгляни на гору. Если она удержится на своём месте, то ты увидишь Меня» (сура 7 «Ограды», аят 143)
. Аллах пояснил, что даже гора не способна устоять перед лицезрением Его, несмотря на свою мощь и твёрдость. Что же тогда говорить о человеке, который появляется на свет слабым?
5. Пречистый Аллах способен удержать гору от разрушения. Это относится к разряду возможных явлений, и с этим была связана возможность лицезрения Аллаха. Если бы это было невозможно, то эти слова были бы равноценны выражению: «Если она удержится на своём месте, то Я поем, напьюсь или посплю». С их точки зрения, между всем этим нет разницы.
6. Всевышний сказал: «Когда же Господь его показался горе, то разбил её и превратил в песок» (сура 7 «Ограды», аят 143)
. Если Аллах мог явить Себя горе, безжизненному творению, которое не получит ни награды, ни наказания, к чему отрицать то, что Он покажет Себя посланнику и Своим приближённым рабам в обители милости? Аллах лишь дал понять Мусе, что если гора не выдержала лицезрения Его в этом мире, то человеку такое тем более не под силу.
7. Аллах говорил с Мусой и громко, и тихо, и если с Ним можно поговорить, а Его речь можно услышать без всяких посредников, то Его тем более можно увидеть. Поэтому нельзя отрицать возможность лицезрения Аллаха, если признаёшь Его речь, и наши оппоненты отрицают и то, и другое.
Потом шейх опроверг их суждения о том, что частица лан указывает на невозможность увидеть Аллаха никогда, даже в последней жизни. Он доказал, что даже полное отрицание какого-либо явления, усиливаемое наречием «никогда», не означает отрицание его в будущей жизни. Что же тогда говорить о тех случаях, когда отрицание не усиливается этим наречием? Подтверждения этому есть в Коране. Так, в одном месте сказано: «Однако они никогда не пожелают себе этого (т. е. смерти)» (сура 2 «Корова», аят 95)
, а в другом: «Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”» (сура 43 «Украшения», аят 77)
.
С другой стороны, если бы употребление частицы «лян» указывало на полное отрицание какого-либо явления, то было бы неправильно связывать с ним какой-то поступок. Однако в Коране подобное имеет место: «Я ни за что не покину этой страны, пока отец не разрешит мне» (сура 12 «Йусуф», аят 80)
. Таким образом, эта частица не подразумевает полное отрицание.
Шейх Джамал ад-Дин ибн Малик сказал: «Если кто-то скажет, что лян — окончательное отрицание, отвергни его мнение и держись иной точки зрения».
Второй аят содержит очень тонкое указание на лицезрение Аллаха: из его контекста следует, что Всевышний Аллах подчеркнул одно из Своих достоинств. Хорошо известно, что достоинства выражают только утверждающие атрибуты (сифат субутиййа), ибо одно только отрицание недостатка не является совершенством и не заслуживает похвалы. Всевышний Господь заслуживает похвалы за атрибуты, которые отрицают наличие у Него каких-либо недостатков и указывают на обладание Им каким-либо качеством. Например, отрицание того, что Аллах дремлет или спит, указывает на совершенство Его власти, а отрицание смерти — на совершенство Его жизни. Отрицание усталости подчёркивает совершенство Его могущества, а отрицание сотоварищей, жены, сына и помощника — совершенство Его самодостаточности и богатства. Отрицание несправедливости указывает на совершенство Его справедливости, знания и богатства, отрицание забывчивости и незнания — на совершенство Его знания и всеведения, а отрицание подобных Ему — на совершенство Его сущности и качеств. Восхваление Аллаха не может указывать только на отсутствие какого-либо качества, не подразумевая обладание Им каким-либо атрибутом, потому что недостаток может отсутствовать и у того, кто не обладает противоположным качеством совершенства. Тот, кто обладает совершенством, не описывается посредством атрибута, который одинаково присущ ему и тому, кто не обладает этим качеством совершенства. Смысл этого аята: Аллаха можно увидеть, но нельзя постичь или объять взором. Слова «взоры не могут постичь Его» (сура 6 «Скот», аят 103)
указывают на совершенство Его величия. Он больше всего сущего и настолько велик, что никто не способен объять Его взором. Слово идрак означает «постижение, объятие чего-либо». Это нечто большее, чем лицезрение, как сказал об этом Всевышний: «Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы сказали: “Нас непременно настигнут”. Он сказал: “О нет!”» (сура 26 «Поэты», аяты 61-62)
. Муса не отрицал того, что преследователи увидят их, но сказал, что они не настигнут (идрак) их. Лицезрение и постижение могут иметь место вместе и по отдельности. Всевышнего Господа можно увидеть, но нельзя постичь. О Нём можно узнать, но Его нельзя объять знанием. Именно так поняли данный аят сподвижники и учёные, и их высказывания приводятся в комментариях к нему. Более того, Солнце — всего лишь одно из творений, но даже его люди не способны объять взором.
Потом шейх процитировал многочисленные хадисы пророка, мир ему и благословение Аллаха, и высказывания его сподвижников, не позволяющие усомниться в их достоверности. Все они вошли в различные своды — «Сахихи», «Муснады» и «Сунаны».
Передают со слов Абу Хурайры, что однажды люди спросили: «Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «Поистине, Его вы увидите так же». Полная версия этого хадиса приводится в обоих «Сахихах». В них же встречается похожий хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида ал-Худри. Там же приводится хадис Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы сидели возле пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на четырнадцатидневную луну, а потом сказал: “Поистине, вы увидите вашего Господа воочию, как видите её, и ничто не помешает вам увидеть Его”». Муслим и др. передали хадис Сухайба, который мы процитировали выше.
Ал-Бухари и Муслим привели рассказ Абу Мусы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике».
В «Сахихе» ал-Бухари также встречается хадис ‘Ади ибн Хатима, в котором говорится: «Потом каждый из вас предстанет перед Аллахом, и не будет между ними ни преграды, ни переводчика, который станет говорить за него. Аллах спросит: “Разве Я не даровал тебе богатство и не оказал тебе милость?” Тот ответит: “Да, конечно”. Он спросит: “Разве Я не отправил к тебе посланника?” Тот ответит: “Да, конечно”».