Мы уже подробно рассматривали мнения четырёх мазхабов о том, разрешается ли читать Коран и прикасаться к мусхафу во время месячных. Поскольку нет ясных текстов, запрещающих читать Коран во время месячных, предпочтительным является мнение маликитских законоведов, разрешающих мусульманкам во время регул читать Коран, независимо от того, с какой целью это делается. Однако, «как только менструация закончится, она обязана совершить полное омовение и чтение Корана станет для неё запретным до тех пор, пока она не искупается» [Хашия ад-Дасуки 1/174]. Как пишет Ибн аль-Каййим, это также одно из двух мнений, которые высказывали по данному вопросу имамы аш-Шафии и Ахмад [Илям аль-муваккиин 3/23].
Однако прикасаться непосредственно к Корану по время месячных запрещено. В Коране сказано: «К нему прикасаются только очищенные» (сура 56 «Свершившееся», аят 79)
. По мнению большинства законоведов, это относится к мусхафам вообще, то есть к отдельным листам Корана или к книге целиком, даже если она в переплёте, и отмечается, что брать в руки мусхаф при месячных еще хуже, чем прикасаться к нему, но разрешается в случае необходимости, например, если книга может упасть в воду или попасть в огонь. Но некоторые законоведы трех мазхабов считали, что запрещается прикасаться только к тексту Корана, а не к переплёту или к пустым местам на страницах [Бадаи ас-санаи 1/266, Мугни аль-мухтадж 1/149, Инсаф 1/223].
Одни считали, что если переплёт не отделяется от книги, то на него распространяются положения всей книги, другие подчёркивали, что святость имеют не сами листы, а текст Корана и что именно текст Корана будет вознесён на небеса перед Судным днём, а страницы останутся пустыми. Аргументы обеих сторон умозрительные, но безопаснее при месячных не прикасаться к мусхафам и не брать их в руки вообще — из богобоязненности и уважения к Слову Аллаха. Как сказано в Коране: «Вот так, и кто почитает святыни Аллаха, тот [поступает] так из-за богобоязненности в сердце» (сура 22 «Хадж», аят 32)
.
Что же касается чехла или коробки, в которые кладут мусхаф, то ханафиты, некоторые шафииты и большинство ханбалитов разрешают прикасаться к ним или брать их в руки при месячных или во время полового осквернения [Бахр раик 1/350, Мугни аль-мухтадж 1/150, Икна аль-Хаджжави 1/41]. Сообщается, что этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ата, Тавус, аш-Шаби, аль-Касим ибн Мухаммад, аль-Хакам ибн Утайба, Хаммад ибн Абу Сулейман, то есть достаточно много выдающихся ученых-табиев [Мугни 1/147].
Некоторые ученые, в том числе маликиты, большинство шафиитов, некоторые ханбалиты, а также имам аль-Аузаи, не разрешали во время месячных и полового осквернения брать в руки Коран, даже если он в чехле — опять-таки из уважения к слову Аллаха [Мугни 1/147]. Шихаб-ад-Дин аль-Карафи пишет, что если мусхаф находится в коробке, предназначенной специально для Корана, то брать её в руки нельзя, а если это какая-то другая сумка, то носить мусхаф в ней можно [Захира 1/237].
В данном вопросе более сильным мне представляется мнение тех, кто разрешал брать в руки мусхаф, если он в чехле или коробке, даже если та специально предназначена для мусхафа, потому что чехол не является частью мусхафа, его можно снять, заменить или отложить в сторону.
Требуя почтительного отношения к Книге Аллаха, некоторые законоведы не разрешали при месячных прикасаться к мусхафу или брать его через рукав одежды или край покрывала, надетого на голову, но разрешали прикасаться к нему каким-нибудь предметом, например, палочкой. Так считали маликиты, большинство ханафитов, некоторые шафииты и ханбалиты [Бахр раик 1/350, Захира 1/237, Хашия ад-Дасуки 1/125, Маджму 2/80].
Тем не менее большинство законоведов, как пишет аль-Мардави, разрешали брать Коран через рукав одежды, а также листать страницы рукавом одежды или палочкой и прикасаться к мусхафу через кусок материи и т. п. [Инсаф 1/224]. Принимая во внимание эти разногласия и серьёзность вопроса, если нет необходимости, то во время месячных лучше не прикасаться к мусхафу через одежду или в перчатках, но при необходимости лучше взять его через одежду, чем прикоснуться к нему открытой частью тела.
Несмотря на то, что положение о прикосновении к мусхафу для женщин во время месячных и во время полового осквернения обычно рассматривается вместе, многие законоведы делают послабления на период месячных, потому что при половом осквернении можно искупаться и очиститься, а при месячных нужно дожидаться их завершения. И для того, чтобы мусульманки во время регул не лишались возможности читать Книгу Аллаха и размышлять над ней, им рекомендуют читать Коран из книг по тафсиру, которые не считаются мусхафами.
На религиозную литературу не распространяются положения мусхафов, поскольку аяты Корана в них занимают значительно меньше текста, чем основной текст, и хорошо известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, использовал аяты Корана в посланиях к правителям соседних стран, которые были неверующими. То есть наличие текста Корана в тафсирах не делает эти труды запрещёнными для чтения или ношения при месячных.
Также разрешается читать Коран с монитора компьютера или мобильных устройств, потому что изображение на мониторе отличается от написанного текста, оно появляется и исчезает, и женщина может прикасаться к монитору, на котором отображён текст Корана, или к лазерному диску, на котором записан текст Корана или аудиозапись Корана. Это мнение разделяют многие современные богословы. А Аллах знает лучше.
Читайте также: Не разменивайте угощение Аллаха