Поездка в ту или иную страну является разрешённой в своей основе по единодушному мнению богословов. Всевышний сказал: «Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха» (сура 73 «Закутавшийся», аят 20)
.
Имам Ибн Хазм в «Маратиб аль-иджма‘» (С. 151) пишет: «Улемы единодушны в том, что мужчине разрешается отправляться в поездку до прохождения солнцем зенита в четверг [то есть более чем за сутки до пятничной молитвы]. Они также единодушны в том, что тому, кто обязан совершать пятничный намаз, запрещено выходить в путь после призыва на него. Они также единодушны в том, что женщине разрешено выходить в путь вместе с мужем или махрамом».
Ибн ‘Абидин (2/121) пишет: «Путешествие в своей основе дозволено, если нет каких-либо других факторов, таких как хадж или джихад, благодаря которым оно становится благим делом, или таких как разбой, из-за которого оно становится греховным деянием».
Большинство законоведов считали поездку с целью развлечения и отдыха разрешенной. Аз-Заркаши в «Шарх Мухтасар аль-Хираки» (2/141-142) пишет: «Очевидно, что аль-Хираки, говоря о дозволенном путешествии, имел ввиду разрешённую поездку, к которой относится поездка с целью прогулки и увеселения».
Также большинство богословов считали поездку в немусульманские страны с целью торговли и прочих дел разрешённой при наличии гарантий безопасности, но некоторые считали её нежелательной. Аль-Касани (7/102) пишет: «Нет проблемы в том, чтобы везти к ним [в страны неверующих] одежду, предметы быта и продовольствие и тому подобное, так как это не считается оказанием им поддержки и помощи. Так обычно поступают купцы из разных стран, которые приезжают в страны неверующих для торговли, и никто им не возражает и не порицает их за это, хотя предпочтительнее этого не делать».
Известно, что некоторые сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ехали в страны неверующих с целью торговли.
Умм Саляма рассказывала, что Абу Бакр отправился с торговой целью в Бусру во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это сообщение передали ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (674), Ахмад (26687) и ат-Таялиси (1705). Аз-Захаби и аль-Хайсами назвали его достоверным.
Са‘ид ибн аль-Мусаййиб рассказывал, что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том числе Тальха ибн ‘Убайдаллах и Са‘ид ибн Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайль, совершали торговые поездки по Средиземному морю. Об этом сообщили Ибн Абу ад-Дунья в «Ислях аль-маль» (229) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (25/57).
Таким образом, поездка в любую страну, будь то мусульманскую или немусульманскую, является разрешенной в своей основе. Однако в зависимости от цели она может быть обязательной, разрешённой, желательной, нежелательной или запретной. К обязательным поездкам можно отнести, например, поездку с целью совершить хадж или воссоединить разорванные родственные связи, к желательным — поездку с целью призыва людей к Исламу или размышления над знамениями Аллаха, к нежелательным — поездку в места, где множество грехов и соблазнов, к запретным — в места, где мусульманин будет вынужден совершать грехи или подвергнет себя опасности.
Подытоживая сказанное, отметим, что поездка в любое зарубежное государство разрешена при наличии следующих условий:
1. Мусульманин должен иметь возможность открыто исповедовать свою религию и исполнять обряды поклонения. Всевышний сказал: «О Мои верующие рабы! Поистине, земля Моя обширна, поклоняйтесь же Мне» (сура 29 «Паук», аят 56)
. Ибн Касир (6/262) пишет: «Это веление Аллаха Своим верующим рабам переселяться из страны, в которой они не могут исповедовать свою религию, в обширную землю Аллаха, где они могли бы придерживаться её, соблюдая единобожие и поклоняясь Аллаху, как Он им велел». Аль-Бухути в «Кашшафе» (3/132) пишет: «Если же он не сможет открыто исповедовать свою религию в ней, то ему запрещено туда отправляться».
2. Мусульманин должен быть уверенным в том, что он будет находиться там в безопасности, ведь Всевышний сказал: «…не обрекайте себя на гибель» (сура 2 «Корова», аят 195)
. Поэтому нельзя отправляться в путешествие в страны, где жизни, здоровью или свободе мусульманина угрожает опасность, например, в страны с плохой криминальной обстановкой или дискриминацией в отношении мусульман.
3. Он должен быть уверенным в том, что сможет уберечь свою веру от соблазнов и сомнений. Это возможно при наличии у мусульманина сильной веры и богобоязненности, которые могли бы защитить его от соблазнов, и при наличии у него твёрдой убежденности и знаний, которые могли бы защитить его от сомнений и заблуждений.
Все приведённые выше условия справедливы как для мусульманских, так и для немусульманских стран, потому что порой бывает так, что в некоторых мусульманских странах человек подвергается риску больше, чем в некоторых немусульманских. Поэтому перед поездкой в любую страну нужно соблюдать данные условия. А Аллах знает лучше.