Шииты-имамиты верят в двенадцать имамов из рода Пророка, последним из которых считается Махди, сын аль-Хасана б. ‘Али аль-‘Аскари. Аль-Хасан скончался в Самарре в пятницу 8 раби-уль-аввала 260 г.х. (январь 874 г.) в возрасте 28 лет. Согласно ан-Наубахти, он умер, не оставив детей, и неизвестен его явный потомок. То, что осталось из его наследства, было поделено между его братом Джа‘фаром, и его матерью, невольницей по имени ‘Усфан. Отсутствие у аль-Хасана прямых потомков создало проблему для тех, кто считал его имамом, поскольку шиитская доктрина не допускает, чтобы род человеческий оставался без худжжа (от араб. الحجة— довод, доказательство; имеется в виду имам из рода Пророка Мухаммада) и чтобы имамат принадлежал потомству того, кто не был имамом. Согласно аль-Кулейни, на земле не будет имама лишь сорок дней перед наступлением судного дня, и тогда ни от кого не будет принято покаяние.

В результате приверженцы аль-Хасана после его смерти распались на четырнадцать сект. Одни считали, что он не умер, а сокрылся от людей. Другие считали, что он восстанет после смерти. Некоторые заявляли, что имам не мог умереть, не оставив наследника, и что у него был сын по имени Мухаммад, которому он еще при жизни завещал имамат. Другие говорили, что ребенок родился не при жизни аль-Хасана, а после его смерти от невольницы и был назван Мухаммадом по завещанию самого имама. Шииты-имамиты верят, что сын аль-Хасана б. ‘Али сокрылся, опасаясь своего дяди Джа‘фара и других врагов. Он скрывается в подземном укрытии и общается с надежными людьми. Через своих уполномоченных (вакил) и посланцев (сафир) он руководит своими последователями, истинными шиитами, и восстанет, когда сбудется веление Аллаха.

В ранних и поздних трудах имамитов приводятся многочисленные предания о рождении и первых месяцах жизни сокрытого имама, его сокрытии (гейба) и нынешнем положении, а также деяниях, которые он совершит после своего явления (зухур). По их мнению, указание на это содержится даже в Священном Коране. Аль-Кулейни в своде «Усул аль-кафи» (2/139) сообщил, что, комментируя слова Всевышнего «Скажи: “Как вы думаете, кто одарит вас родниковой водой, если ваша вода уйдет под землю?”» (Аль-Мульк, 30), имам Муса б. Джа‘фар сказал: «Это значит: кто даст вам нового имама, если он скроется от вас?»

Согласно шиитским трудам, предзнаменованием скорого рождения Махди были разногласия между шиитами: одни из них называли других лжецами и плевали друг другу в лицо. Он появился на свет, читая Коран, и беседовал со своим отцом в младенчестве. На его правой руке записаны слова из Корана: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (Аль-Исра, 81). Ангелы спускались к нему, чтобы поприветствовать и благословить его, а Святой Дух летал с ним в течение сорока дней, чтобы обучить его знаниям. В течение первого года жизни он вырос так, как другие дети вырастают за два года.

В настоящее время место нахождения сокрытого имама держится в секрете. Согласно наиболее распространенному в шиитской литературе мнению, он скрывается под домом своего отца в Самарре. Каждый год он выходит из своего укрытия, чтобы встретиться с избранными людьми и побеседовать с ними, и для них он превращает камушки в золото. Он совершает хадж пешком, но на нем не остается следов дальнего путешествия.

Незадолго до наступления конца света он явится для того, чтобы восстановить справедливость и положить конец тирании. Он объявит о себе так, как в свое время пророк Йусуф объявил о себе своим братьям. Это произойдет в субботу, в день Ашура (10 мухаррама), в годовщину трагической гибели аль-Хусейна б. ‘Али, внука Пророка Мухаммада. Он предстанет перед людьми возле Каабы, и ангелы выстроятся вокруг него рядами, и с небес будут низведены священные писания предыдущих пророков, от первого до последнего. Истинные шииты устремятся к нему, и некоторые из них будут лететь по воздуху, а лучшие из них будут перенесены к нему на облаках.

Сокрытый имам воскресит сподвижников Пророка, нарушивших его завещание и присягнувших на верность Абу Бакру. Он воскресит самого Абу Бакра и ‘Умара б. аль-Хаттаба и будет убивать их тысячу раз в день, распиная на дереве, сжигая в огне и потопляя в море, возложив на них бремя грехов всего человечества, от убийства одного из сынов Адама до последнего прегрешения на земле. Он воскресит мать правоверных ‘Аишу и накажет ее за прелюбодеяние, которое она якобы совершила. Он воскресит курейшитов и казнит их по пятьсот человек. Он прольет кровь семидесяти арабских племен. Особого наказания будут удостоены люди из бану шейба: он отрубит им руки и развесит их на Каабе. Он казнит всех мусульман, которые не верили в его имамат до его пришествия, если даже они станут присягать ему на верность; немусульман же он обратит в истинную веру путем убеждения. По словам Абу Джа‘фара Мухаммада ат-Туси, сокрытый имам будет судить так же справедливо и сурово, как судил пророк Сулейман. В отличие от Пророка Мухаммада и предыдущих имамов, он не проявит милосердия, ибо справедливое возмездие станет основой нового миропорядка.

Сокрытый имам разрушит Каабу и возведет ее такой, какой она должна быть на самом деле. Он разрушит мечеть Пророка в Медине и построит ее такой, какой она была при жизни Пророка. Центром его государства станет Куфа, и туда будет перевезен Черный камень из Мекки. Все пророки и имамы будут воскрешены, и все они будут сражаться под началом ‘Али б. Абу Талиба.

Таким будет «справедливый божественный порядок», который предсказывается в трудах ученых-имамитов. Это лишь некоторые их убеждения относительно сокрытого имама, взятые из книг «Усул аль-кафи» (2/117-215) Мухаммада аль-Кулейни, «Бихар аль-анвар» Мухаммада Бакира аль-Маджлиси (53/1-38), а также трактата известного имамитского богослова Мухаммада ат-Туси «Китаб аль-гейба», специально посвященного данной теме. Еще более удивительные рассказы о явлении сокрытого имама можно встретить в книге «Тарих ма ба‘д аз-зухур» («История после явления») современного ученого Мухаммада ас-Садра.

Таким образом, имамиты верят в то, что сокрытый имам явится для того, чтобы восстановить божественную справедливость и якобы попранные права ‘Али б. Абу Талиба и его потомков. Остается лишь удивляться тому, что личность, которой суждено восстановить божественную справедливость, вызывает столько разногласий между самими имамитами. Разногласия существуют относительно даты его рождения, имени и места нахождения сокрытого имама. Объясняется это тем, что сведения о сокрытом имаме держатся в тайне от непосвященных людей. Между имамитскими учеными нет согласия даже относительно имени его предполагаемой матери. Одни говорят, что ее звали Нарджис, другие — Сайкал, третьи — Хакима, четвертые — Саусан.

Все это позволяет нам считать сокрытого имама мифической личностью. Тем не менее, вера в него считается важнейшим из убеждений этого религиозного течения. Согласно имамитской традиции, те, которые отрицают сокрытие имама, считаются неверующими. По словам имама Абу ‘Абдуллаха Джа‘фара, такие люди «подобны свиньям» и являются «проклятой общиной». Более того, даже несоблюдение должного этикета при упоминании имени сокрытого имама расценивается как неверие. Его нельзя называть по имени, и говорить о нем следует: «Доказательство из рода Мухаммада». Те же, которые называют его по имени, суть неверующие.

Перечисленные нами воззрения относительно сокрытого имама и его явления противоречат Священному Корану и сунне Пророка. Они противоречат здравому смыслу и подрывают устои мусульманской веры. Они несовместимы с исламскими представлениями о единобожии, смысле бытия, значении небесного закона (шариата), пророчестве, добродетели сподвижников и многим другим принципам.

Помимо того, они идут в разрез с кораническими принципами религиозной терпимости и доброжелательности, оправдывают агрессию против мирного населения, ставят под сомнение легитимность любой власти, не опирающейся на авторитет сокрытого имама. «Политика убийства, — пишет Мухаммад ас-Садр, — это не просто нанесение военного поражения. Это основа справедливости и восстановление государства Истины. Ради этого Махди будет убивать людей, если даже они не станут сражаться против него, и будет отправлять людей, чтобы они убили тех, кто укрылся у себя дома».

Следует знать, что приверженцы сунны и единой общины также верят в пришествие Махди, однако их взгляды коренным образом отличаются от верований имамитов. Согласно достоверным хадисам, его будут звать Мухаммад б. ‘Абдуллах, как нашего Пророка. Он будет потомком аль-Хасана б. ‘Али, внука Посланника Аллаха. Он будет справедливо править в течение семи лет и установит на земле мир и порядок. Имам Ахмад передал со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Пророк сказал: «Возрадуйтесь Махди! Он явится, когда между людьми будут разногласия, когда будет [много] землетрясений. Он наполнит землю справедливостью и беспристрастность, после того, как она была полна несправедливости и тирании. Им будут довольны жители небес и жители земли, и он будет делить имущество правильно». Его спросили: «Как правильно?» Он ответил: «Поровну между людьми». Аль-Хейсами назвал передатчиков этого хадиса заслуживающими доверия.

Существует много достоверных хадисов Пророка о том, что будет предшествовать появлению Махди, какими будут его деяния и чем завершится его правление. Они встречаются практически во всех авторитетных сборниках хадисов. Этой же теме посвящены специальные исследования «Аль-каул аль-мухтасар фи ‘аламат аль-Махди аль-мунтазар» («Краткое слово о признаках ожидаемого Махди») Ибн Хаджара аль-Макки (ум. 973 г.х.), «Рисалат фи ша’н аль-Махди» («Послание о деяниях Махди») ‘Али аль-Муттаки аль-Хинди (ум. 975 г.х.), «Фаваид аль-фикр фи зухур аль-мунтазар» («Польза размышлений о явлении Ожидаемого») Мар‘и б. Йусуфа аль-Ханбали (ум. 1033) и др.