Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89).

Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.

Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].

Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].

Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].

Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].

Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.

Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].

В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].

Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.

Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].

Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].

Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.