Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллах! Я много лет интересуюсь исламом, читаю религиозную литературу, но совершать намаз я стала только недавно. Из ваших уроков я узнала, что за какие-то грехи в шариате предусмотрены искупительные деяния? Не могли бы вы перечислить такие грехи?

В шариате есть несколько видов искупительных деяний, которые называются каффара, и предусмотрены они за некоторые из грехов и за непредумышленное убийство. Арабское слово каффара образовано от глагола كَفَرَ — ‘покрывать’. То есть каффара покрывает грех, снимает с человека вину и избавляет его от дурных последствий греха. Некоторые искупительные действия в Коране называются фидья. Этот термин образован от глагола فَدَى — ‘искупать’, ‘освобождать за выкуп’. Как мы сейчас увидим, эти понятия близки друг к другу, хотя каждое из них принято использовать в том значении, в котором оно употребляется в Коране.

В мусульманском праве различают пять видов каффары: за непредумышленное убийство, за охоту в ихраме, за зихар, то есть объявление жены запретной для себя, за соитие днём в рамадане и за клятвопреступление.

Первый вид — это каффара за непредумышленное убийство. Всевышний сказал: وَمَن قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَأً فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَىٰ أَهْلِهِ إِلَّا أَن يَصَّدَّقُوا «Тот, кто убил верующего по ошибке, должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им» (сура 4 «Женщины», аят 92). Несмотря на то, что в аяте говорится только об убийстве верующего, большинство законоведов сходятся на том, что он распространяется и на те случаи, когда погибший не был мусульманином.

Как следует из аята, если человек непреднамеренно совершил действие, повлекшее гибель другого человека, например, в результате наезда автомобиля по вине водителя, то за такое нарушение предусмотрен, во-первых, выкуп (по-арабски — дия), а во-вторых, искупительное действие — каффара, и в данном случае это — освобождение одного мусульманина из рабства. Понятное дело, в наше время институт рабства отсутствует, и на этот случай в продолжении аята сказано: فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ «Кто не может сделать этого, тому должно поститься в течение двух месяцев непрерывно». То есть непрерывный пост в течение двух месяцев — это тоже разновидность каффары.

Ещё раз отмечу, что выкуп и искупительные действия ложатся на водителя, совершившего наезд со смертельным исходом лишь в том случае, если это произошло по его вине, например, если он нарушал скоростной режим или заснул за рулём. Если же водитель не нарушил правила дорожного движения и сбил пешехода, который, например, перебегал улицу в неположенном месте, то он не выплачивает выкуп родственникам умершего и не совершает искупительные действия. Потому что наезд произошел не по его вине. Но не будем углубляться в такие подробности, которые изложены в соответствующей литературе, и вернёмся к нашей теме.

Второй вид каффары — это искупительные действия за охоту в ихраме, о чём говорится в суре «Аль-Маида»: لَا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنتُمْ حُرُمٌ ۚ وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا «Не убивайте охотничью добычу в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьёт её преднамеренно, то воздаянием за это будет [приношение] скота, подобного тому, которое он убил. Выносят решение о [приношении] двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого нужно накормить бедняков или соблюсти равноценный пост» (сура 5 «Трапеза», аят 95).

Как видим, в аяте перечисляются три вида искупительных действий, и нарушивший запрет может выбрать любой из этих трёх способов. В случае с каффарой за непредумышленное убийство такого выбора не было, там была строгая последовательность: если есть возможность освободить верующего раба, нужно сделать это, нет такой возможности — нужно поститься в течение двух месяцев подряд. В случае с тем, кто охотился в ихраме, ситуация другая, и он может сам выбрать способ искупления.

Третий вид каффары предусмотрен для мужа, который объявил жену запретной для себя, как запретны для него, например, мать или сестра. То есть, например, муж сильно рассердился на свою жену и сказал ей: «С этого дня ты запретна для меня, как моя родная мать!» В шариате такой поступок называется зихар, и в Коране есть разъяснения по этому поводу: وَالَّذِينَ يُظَاهِرُونَ مِن نِّسَائِهِمْ ثُمَّ يَعُودُونَ لِمَا قَالُوا فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مِّن قَبْلِ أَن يَتَمَاسَّا «Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба, прежде чем они прикоснутся друг к другу» (сура 58 «Препирающаяся», аят 3).

Слова имеют огромное значение и большую силу, и если муж объявил жену запретной для себя, то он лишил себя права вступать в близость с ней. Произнёс слова — значит должен ответить за них. А в данном случае слова очень тяжелые, и ответ за них очень непростой. Прежде чем мужу будет позволено снова иметь близость с его женой, он должен освободить одного раба.

А что делать тому, кто не может освободить раба, как, например, в наше время? В следующем аяте мы читаем: فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ مِن قَبْلِ أَن يَتَمَاسَّا ۖ فَمَن لَّمْ يَسْتَطِعْ فَإِطْعَامُ سِتِّينَ مِسْكِينًا «Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков» (сура 58 «Препирающаяся», аят 4).

То есть, в наше время для искупления зихара полагается поститься в течение двух месяцев без перерыва, и только после этого супруги могут вступать в близость. А если муж по состоянию здоровья не может поститься, то для него предусмотрено более лёгкое искупление: ему нужно накормить шестьдесят бедняков, причём в Коране не сказано, что это обязательно сделать до того, как супруги снова вступят в близость. А значит, накормить бедняков можно и после этого.

Четвёртый вид каффары установлен в Сунне за половую близость с женой днём в рамадане. Если постящийся прервал свой пост путём соития, то он должен освободить раба; если у него нет такой возможности, то ему полагается поститься два месяца без перерыва; если же по состоянию здоровья он не может сделать этого, то ему надлежит накормить шестьдесят бедняков. То есть в данном случае тоже нужно соблюдать последовательность. Если можешь поститься два месяца кряду, то нельзя воспользоваться другим способом искупления. Этого мнения придерживаются большинство законоведов, в том числе ханафиты, шафииты и ханбалиты [Бидая аль-муджтахид 2/67].

По мнению ханафитов и маликитов, поститься два месяца нужно и в том случае, если постящийся поел или выпил воду днём в рамадане, то есть сознательно прервал пост, съев или выпив что-либо. Шафиитские и ханбалитские законоведы считают, что искупление предусмотрено только для тех, кто нарушил пост в результате половой близости, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, установил каффару именно для мужчины, который имел близость с женой в рамадане (аль-Бухари и Муслим) [Бидая аль-муджтахид 2/65].

Если же человек поел днём в рамадане, помня о том, что он постится, то для него нет искупления. Он должен покаяться, а некоторые законоведы говорят, что после рамадана он также должен возместить пропущенный день. Но никто не возьмется сказать, что этот возмещенный день компенсирует его потерю.

Не следует думать, что нарушение поста в результате близости с женой — это более тяжкий проступок, чем поесть днём в рамадане. Совсем наоборот, и поэтому для первого случая есть искупление, пусть даже такое нелёгкое, а для поевшего днём в рамадане искупления вообще нет. Если бы оно было, то после совершения каффары человек мог бы считать, что он снял с себя бремя греха. А так вина лежит на нём до дня встречи с Аллахом, Который может принять его покаяние, а может и призвать его к ответу. Почему такая разница между двумя поступками? В принципе, это очевидно. Воздержаться от приёма пищи намного легче, чем остановиться, если по какой-то причине мужчина испытал сильное влечение к своей жене. Именно из-за силы этого влечения нарушившему пост в результате соития сделана поблажка в качестве каффары.

Наконец, пятый вид — это каффара за клятвопреступление, то есть за нарушение клятвы или обета. Всевышний сказал: فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ ۖ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ «В искупление [за нарушение клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89).

В данном случае мы снова видим три варианта искупления: накормить или одеть десять бедняков или освободить раба, а кто не в состоянии сделать ничего из этого, тот должен поститься в течение трёх дней. Имамы Малик и аш-Шафии считали, что можно поститься три дня по отдельности, то есть поститься один день, потом сделать паузу, потом восполнить второй день и т. д. По мнению ханафитских и ханбалитских ученых (и это также одно из мнений имама аш-Шафи‘и), нужно поститься три дня подряд [Тафсир аль-Куртуби 6/283].

В начале мы упомянули и о другой разновидности искупительных действий, которые в шариате называются фидья. В Коране сказано: وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ «А те, которые способны поститься [с трудом], должны во искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184). Здесь речь идёт о возмещении поста теми, кто не может поститься в рамадане из-за старческой слабости или хронической болезни, не имея надежды на полное выздоровление. В таком случае за каждый пропущенный день поста полагается раздать фидью продуктами питания. Между законоведами были разногласия по поводу количества продуктов, которые нужно раздать в этом случае, то есть при возмещении поста, а также для искупления нарушенной клятвы. Это тема для отдельного разговора, и мы не будем подробно останавливаться на этом здесь.

В Коране также сказано, что если паломник вынужден совершить одно из действий, запрещённых в ихраме, то он فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ «должен во искупление поститься, или подать милостыню, или принести жертву» (сура 2 «Корова», аят 196). В этом аяте искупительные действия также названы фидья, и разъясняются они в хадисе о том, что во время паломничества Ка‘б ибн ‘Уджра мучался из-за вшей на голове, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Можешь ли ты принести в жертву барана?» Он ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Постись в течение трёх дней или накорми шестерых бедняков, раздав каждому из них по половине са еды» (аль-Бухари и Муслим).

Получается, если паломник по причине болезни или по какой-нибудь другой причине вынужден, например, побрить голову или совершить другое действие, запрещённое в ихраме, то в качестве искупления он должен поститься три дня, или накормить шесть бедняков, или принести в жертву одну овцу. Законоведы сошлись на том, что нарушивший запрет может самостоятельно выбрать любой из видов искупления. При этом большинство считало, что достаточно раздать в общей сложности три са любых продуктов питания, считающихся основными в той или иной области, а Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури считали, что это относится только к пшенице, а все остальные продукты нужно раздавать в количестве шесть са, то есть примерно по 1,5 кг каждому бедняку [Шарх Сахих Муслим 8/121].

Следует отметить, что эти искупительные действия легче, чем каффара, установленная за охоту в состоянии ихрама, и поэтому некоторые учёные считают, что фидьей называются более легкие искупительные действия, а каффарой — более тяжёлые. А Аллах знает лучше!