Арабское слово «ахль» означает «семья», «жена», «жители», «люди». Оно употребляется в разных значениях в зависимости от контекста. Изначально семьей (ахль) человека называли тех, кто живет с ним под одной крышей. Впоследствии это понятие расширилось и включило в себя всех родственников. Арабы часто употребляют слово «ахль» для указания на жену. Глагол «тааххала» употребляется в значении «жениться». Выражение «ахль аль-бейт» принято использовать в значении «семья Пророка» или «обитатели дома Пророка». Об этом писал ар-Рагиб ас-Асбахани. В Священном Коране слово «семья» (ахль) иногда употребляется в значении «жена»: «Он увидел со стороны горы огонь и сказал своей семье…» (Аль-Касас, 29). Здесь речь идет о жене пророка Мусы, потому что с ними в тот момент больше никого не было. Иногда оно употребляется в более широком смысле: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (Та ха, 132); «Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят» (Марьям, 55). В широком смысле под «семьей» арабы имели в виду последователей и соратников.
Выражение «ахль аль-бейт» тоже употребляется в Коране в значении «жена»: «Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, обитатели дома» (Худ, 73). Эти слова были обращены к жене пророка Ибрахима. В этом же значении оно встречается в словах Всевышнего Аллаха: «Обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (Аль-Ахзаб, 33).
Здесь речь идет, в первую очередь, о женах Пророка Мухаммада, потому что 30-34 аяты этой суры обращены именно к ним. Местоимение мужского рода, которое употребляется в выражении «желает лишь избавить вас» не исключает женщин из числа «обитателей дома», потому что в арабском языке принято использовать форму мужского рода в отношении смешанной группы людей, даже если среди них есть всего один мужчина. Совершенно ясно, что среди семьи Пророка были и мужчины, и поэтому аят, подчеркивающий превосходство всей его семьи над остальными людьми, содержит местоимение мужского рода.
Помимо жен Пророка, к его семье относятся мусульмане из рода Хашима, а также их вольноотпущенники. Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи передали со слов Пророка e: «Вольноотпущенники людей относятся к их роду». К числу хашимитов относятся потомки ‘Али б. Абу Талиба, ‘Акила б. Абу Талиба, Джа‘фара б. Абу Талиба, аль-‘Аббаса б. ‘Абд аль-Мутталиба, аль-Хариса б. ‘Абд аль-Мутталиба. Некоторые ученые не причисляют к ним потомков Абу Лахаба, полагая, что никто из них не принял ислам при жизни Посланника. Однако это не так. Достоверно известно, что в год победы над Меккой двое сыновей Абу Лахаба — ‘Утба и Му‘таб приняли ислам. Пророк обрадовался этому и помолился за них, и после этого они приняли участие в сражении при Хунейне и в походе на Таиф. Поэтому их потомки тоже относятся к семье Пророка.
Следует знать, что между принадлежностью к семье Пророка его жен и хашимитов существуют различия, поскольку жены Пророка имели право на пожертвования, а всем остальным членам его семьи было запрещено принимать пожертвования. Муслим передал со слов аль-Мутталиба б. Раби‘а, что Пророк сказал: «Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это — нечистоты людей».
Упомянутое различие между женами Пророка и остальными членами его семьи подтверждается двумя хадисами, вошедшими в «Сахих» имама Муслима. В одном из них сообщается, что Хусайн б. Сабра спросил Зейда б. Аркама: «А кто относится к обитателям его дома, Зейд? Разве это — не его жены?» Он сказал: «Конечно, его жены относятся к ним, но обитателями его дома считаются те, кому запрещается принимать пожертвования после него». Он спросил: «Кто же это?» Зейд сказал: «Это семья ‘Али, семья ‘Акила, семья Джа‘фара и семья аль-‘Аббаса». Тот спросил: «Им всем запрещается принимать пожертвования?» Он ответил: «Да».
В другой версии хадиса сообщается, что Зейд сказал: «Нет, клянусь Аллахом! Женщина находится рядом с мужчиной часть времени, а потом он разводится с ней, и она возвращается в свою семью, к своему народу. Обитатели его дома — его корни, его родственники по мужской линии, которым запрещено принимать пожертвования после него».
Комментируя эти сообщения, имам ан-Навави сказал: «На первый взгляд, между этими двумя версиями существует противоречие. В большинстве версий, приведенных в других сборниках, говорится, что жены Пророка не относятся к его семье. В первой версии сообщается, что они относятся к членам его семьи, которые жили вместе с ним, которых он содержал. К ним велено относиться с почтением и уважением. Он назвал их “увесистым наследием” и завещал уважать их права. Его жены относятся к числу этих людей, но не входят в число тех, кому запрещено принимать пожертвования».
Из всего сказанного можно заключить, что к семье Пророка относятся его жены, дети, дядья по отцовской линии и их потомки. А лучше всего об этом известно Аллаху.