Кормление бедняков является одним из самых достойных деяний, к которым нас побуждают Коран и Сунна. Всевышний сказал о верующих: «Они кормят едой бедняков, сирот и пленников, хотя и сами желают её» (сура 76 «Человек», аят 8)
. А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда прибыл в Медину, сказал: «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите людей, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы благополучно войдёте в рай» [ат-Тирмизи 2485].
Кормление бедняков также является способом искупления некоторых грехов. Например, если человек вступил в близость с женой днём во время поста в рамадане, то ему предписано в качестве искупления освободить верующего раба, а если он не может сделать это, то он должен поститься два месяца подряд. Если же он по состоянию здоровья или другой уважительной причине не может сделать и этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков.
Другой пример — если человек, находясь в ихраме во время паломничества, убил на охоте животное или птицу. В этом случае ему предлагается три способа искупления, но, в отличие от предыдущего примера, он самостоятельно может выбрать любой из них: либо он приносит в жертву животное, которое назначают двое справедливых мужчин, причём эту жертву нужно принести на территории мекканского харама, либо он оценивает это животное и на эту сумму покупает продукты питания, а потом раздаёт их беднякам в мекканском хараме. Но есть и третий способ искупления, обычно он более сложный: это когда постишься один день за каждого бедняка, которого нужно накормить. Таких постов может оказаться много, и если есть возможность, то проще принести жертву или накормить бедняков [Элементарный фикх, с. 1398].
Кормление бедняков также относится к искупительным действиям, которые совершаются при клятвопреступлении. Нужно понимать, что речь не идёт об искуплении заведомо ложной клятвы. Например, если человека спрашивают, совершил он такой-то поступок или нет, и он лживо клянется, что совершил его или, наоборот, что он не делал этого, то это ложная клятва. Это очень тяжкий грех, который можно искупить только искренним покаянием и надеждой на милость Всевышнего. А вот если человек поклялся совершить что-либо в будущем или, наоборот, не делать этого, а потом не сумел исполнить клятву или решил, что правильнее будет не делать этого, то такое клятвопреступление требует искупительных действий, которые перечисляются в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление [за нарушение клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
.
В данном аяте названы три способа искупления: накормить или одеть десять бедняков или освободить из рабства одного мусульманина. Нарушивший клятву может выбрать любой из этих способов, а тот, кто не в состоянии сделать этого, должен поститься три дня. Имамы Малик и аш-Шафии (согласно одному из риваятов) разрешали поститься три дня по отдельности, то есть поститься один день, потом сделать паузу, потом восполнить второй день и т. д. По мнению Абу Ханифы и Ахмада, нужно поститься три дня подряд [Тафсир аль-Куртуби 8/152, Ишраф 7/141].
Вполне очевидно, что в наше время трудно найти и выкупить людей, попавших в рабство, и нарушившим клятву остаётся накормить или одеть десять бедняков. Как именно одеть? Достаточно дать каждому из них, например, абаю или брюки и рубашку, то есть одежду, которая покроет их аурат и в которой они смогут совершать молитву. Что же касается кормления, то тут нужно подробно рассмотреть несколько вопросов.
Во-первых, кого можно считать бедняком, подходящим для кормления? Это может быть любой мусульманин, которому не хватает средств для удовлетворения обязательных нужд его и его семьи, а это — еда, питье, одежда и жильё. То есть это не обязательно совсем неимущий человек, он может работать и получать зарплату, но если его сбережений не хватает на удовлетворение первейших нужд его семьи, то он считается бедняком. Однако это не должен быть близкий родственник, которого нарушивший клятву обязан содержать. Имам Малик считал, что для искупления клятвы вообще нежелательно кормить родственников, хотя и отмечал, что такой поступок засчитывается, если человек не обязан их содержать [Тафсир аль-Куртуби 8/143].
Во-вторых, какие продукты и в каком количестве полагается раздать в качестве искупления? В Коране говорится: مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ «…средним из того, чем вы кормите ваши семьи…» Очевидно, что богатые и бедные кормят свои семьи по-разному, и раздавать в качестве искупления предписано отдавать «среднее», то есть то, что чаще всего используется в качестве продуктов питания. Во времена сподвижников каждому бедняку раздавали по одному мудду пшеницы, и этого мнения придерживались Ибн Умар, Ибн Аббас, Зайд ибн Сабит, Ата ибн Абу Рабах. Имам Малик высказывал это же мнение в отношении жителей Медины, и с ним согласился аш-Шафии. Абу Ханифа, ас-Саури и Ибн аль-Мубарак считали, что можно отдать половину са пшеницы или целый са ячменя или сушёных фиников [Тафсир аль-Куртуби 8/143].
В наше время достаточно раздать каждому бедняку примерно полтора килограмма круп, бобовых или макаронных изделий. Это среднее, чем люди кормят свои семьи, в отличие от фруктов, овощей или зелени, которые, по мнению большинства, не засчитываются при кормлении бедняков. Ханафитские законоведы разрешают раздать вместо продуктов деньги, если это в интересах бедняков. Но большинство улемов не разрешают поступать так, потому что в Коране предписано «накормить десять бедняков». Тем не менее, если кто-то отдаёт деньги, следуя ханафитскому мазхабу, то его нельзя упрекнуть в этом.
В-третьих, как именно нужно кормить бедняков? Можно приготовить еду и разнести её по домам бедняков или просто раздать указанные выше продукты беднякам. Необязательно делать это в один день, то есть можно сегодня раздать продукты одному или двум людям, завтра ещё одному и т. д., пока их число не достигнет десяти. Если есть бедная семья из десяти человек, то можно передать ей все десять пайков, потому что каждый член семьи, включая малолетних детей, засчитываться за одного. По мнению Абу Ханифы и аш-Шафии, если в семье есть грудной ребёнок, он тоже засчитывается за одного человека. Малик же считал, что младенца, кормящегося только материнским молоком, не следует принимать во внимание, потому что он не ест непосредственно из продуктов, предназначенных для бедняков [Мугни 13/507].
Аш-Шафии не разрешал с этой целью собирать десять бедняков вместе, потому что один может съесть больше, а другой меньше, но большинство учёных не разделяло его мнения. Малик разрешал накормить десять бедняков обедом и ужином, то есть считал, что в качестве искупления засчитываются два приёма пищи. Аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин и другие разрешали ограничиться одним приёмом пищи, если его хватило для насыщения [Тафсир аль-Куртуби 8/143-144].
В-четвёртых, можно ли вместо десяти бедняков накормить одного человека десять раз? Или пятерых по два раза? На этот счёт тоже есть разные мнения. Поскольку в Коране говорится о кормлении десяти бедняков, имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад (согласно одному из риваятов) считали, что накормить нужно десять разных бедняков. В другом риваяте от имама Ахмада говорится, что можно накормить одного человека десять раз, и этого мнения придерживаются ханафиты. Если понимать Коран буквально, то нужно накормить десять человек, но если считать, что речь идёт о десяти кормлениях, то допустимо накормить одного и того же человека десять раз [Тафсир аль-Куртуби 8/144-145].
Следует отметить, что если хронический больной не постился в рамадане и вместо этого кормит одного бедняка за каждый пропущенный день, то он может кормить одного и того же человека. Эта ситуация отличается от кормления для искупления нарушенной клятвы, потому что применительно к возмещению пропущенного поста в Коране предписано «во искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184)
. То есть в данном случае не называется число тридцать, а в случае с искуплением клятвы говорится о десяти бедняках, что и стало причиной разногласий между богословами. А Аллах знает лучше.