Если находка представляет собой нечто незначительное (например, финик или мелочь), то мусульманин может оставить ее себе, не объявляя о пропаже. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо фиников, которые лежали на дороге, сказал: «Если бы я не опасался того, что это – пожертвование, то непременно съел бы их». Некоторые ученые, - в том числе имам аш-Шаукани, - считали, что если найденная незначительная вещь не является продуктом питания, то мусульманину следует искать хозяина в течение трех дней, и если хозяин не объявится, то он может оставить находку себе. Абд ар-Раззак передал со слов Абу Саида аль-Худри, что однажды Али принес Пророку, мир ему и благословение Аллаха, динар, который он нашел на рынке. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Объявляй о нем в течение трех дней». Али поступил так, но хозяин динара так и не объявился. Тогда он сказал ему: «Потрать его на себя». Если этот хадис достоверен, то это мнение справедливо, однако известно, что среди ранних мусульман не было принято искать хозяина, если находка не представляла собой ценности.

Если же находка является ценной, то мусульманин обязан в течение года прилагать усилия для того, чтобы найти ее хозяина. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Зейда б. Халида аль-Джухани, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил, как следует поступить с найденной вещью. Он сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течение одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему; если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению».

Помимо этого, для подтверждения факта находки желательно призвать в свидетели двух справедливых мужчин. Согласно одному мнению, они должны засвидетельствовать только факт находки. Согласно другому мнению, им следует сообщить обо всех деталях находки на тот случай, если нашедший ее скончается до того, как объявится ее хозяин. Наконец, согласно третьему мнению, свидетелям следует сообщить лишь некоторые детали находки во избежание злоупотребления ими оказанного им доверия. Этому мнению отдал предпочтение имам ан-Навави.

По мнению некоторых богословов шафиитского толка, призывать двух свидетелей обязательно. В то же время Малик, Ахмад и многие другие считали, что это предписание носит желательный характер, потому что об этом ничего не говорится в хадисе Зейда б. Халида. И если бы это было обязательно, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, непременно разъяснил бы это сподвижникам. Тем не менее, приказ брать в свидетели двух справедливых мужчин содержится в следующем хадисе Ияда б. Химара: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, тот должен призвать в свидетели двух справедливых мужей и запомнить, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он должен знать, что у владельца больше прав на нее. Если же он не объявится, то любое имущество все равно принадлежит Аллаху, и Он одаряет им, кого пожелает». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан и аль-Албани назвали его достоверным.

Если в течение года поиски хозяина не принесли никаких результатов, то нашедший ценную вещь может использовать ее в своих интересах. Но если впоследствии хозяин находки все-таки объявится, то он обязан вернуть ее ему или компенсировать ее стоимость. Этого мнения придерживалось большинство ученых, - в том числе Умар, Ибн Масуд, Ибн Умар, Малик, аш-Шафии и др.

Абу Ханифа считал, что нашедший ценную вещь может оставить ее себе только в том случае, если он является бедным. Этого же мнения придерживались Али б. Абу Талиб, Ибн Аббас и др. Аль-Аузаи считал, что если находка ценная, то ее нужно передать в государственную казну (бейт аль-мал). Это суждение опирается на то, что находка – это имущество Аллаха; следовательно, она должна достаться бедным и нуждающимся, как и пожертвования на пути Аллаха. Однако такой вывод довольно сомнителен, поскольку любое имущество, которым владеют люди, является имуществом Аллаха. Всевышний сказал: «…И одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (ан-Нур, 33).

Таким образом, у нас нет неопровержимых оснований для того, чтобы обязать нашедшего ценную вещь по прошествии года раздать находку в качестве милостыни, тем более что он должен нести за нее ответственность перед хозяином, если тот объявится. Но полагаю, что если он не нуждается в найденной вещи, то для него лучше раздать ее в качестве милостыни от имени того, кто ее потерял. Поступить так великодушнее и благороднее, а лучше всего об этом известно Аллаху.