Туристические поездки с целью отдыха или развлечения стали массовыми в последние два столетия, что связано с развитием транспорта, туристической индустрии и гостиничного бизнеса, а также с развитием трудовых отношений, появлением оплачиваемых отпусков и т. п. В прошлом дальние путешествия были сопряжены с многочисленными трудностями и опасностями, и чаще всего в такие поездки отправлялись с торговой, дипломатической, военной, академической или религиозной целью, реже — с целью познания мира и изучения земель. Лишь немногие богатые люди могли позволить себе рекреационные поездки, совмещая их с охотой и другими развлечениями.

Отношение мусульманских ученых к такого рода поездкам было неоднозначным. В Коране подчеркивается, что верующие «не присутствуют при лжи, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура 25 «Различение», аят 72), то есть сторонятся всего, что не приносит пользу, возбуждает интерес к запретному или уменьшает решимость трудиться ради вечной жизни. Имам Ахмад считал, что в поездках с целью отдыха нет никакой пользы и не разрешал сокращать и объединять молитвы во время таких поездок. Ибн Кудама не согласился с этим мнением и считал, что льготы, касающиеся путников, распространяются и на тех, кто путешествует с целью развлечения или созерцания [Мугни 7/ 364].

С другой стороны, Коран призывает нас путешествовать с цель созерцания и размышления над знамениями Аллаха: «Скажи: «Странствуйте по земле и смотрите, каким был конец тех, которые жили прежде» (сура 30 «Римляне», аят 42), то есть путешествие предписано не само по себе, а для извлечения уроков из жизни других народов. Ибн ‘Арафа сказал: «Странствие по земле бывает физическим и духовным. Духовное странствие — это изучение трудов по истории и приобретение знаний о положении народов, и из-за слабости и недостатков человека оно может принести больше пользы, чем путешествие по земле» [Тафсир Ибн ‘Ашур 4/94].

Таким образом, путешествие само по себе относится к категории разрешенных деяний, а в зависимости от цели может быть и обязательным, и желательным, и нежелательным, и запретным. Между улемами нет разногласий по поводу дозволенности поездок с целью отдыха или развлечения в мусульманскую страну, где жизни, имуществу и вере человека ничего не угрожает, если такая поездка не сопровождается недозволенными поступками. Что же касается путешествия в немусульманские страны, то на этот счет между улемами нет согласия.

По мнению большинства маликитов, поездка в немусульманскую страну даже с целью торговли крайне нежелательна. Сообщается, что Ибн аль-Касим спросил об этом у имама Малика, и тот сказал: «Для каждого человека Аллах установил срок, который для него наступит, и удел, который он получит, а [в стране неверующих] на мусульманина будут распространяться положения, касающиеся [неверующих], и мне это не нравится» [Ибн Рушд. Аль-Мукаддамат ва-ль-мумаххадат. Т. 2. С. 151].

Этого же мнения придерживался захиритский имам Ибн Хазм. В своей «Мухалле» (5/418-419) он пишет: «Не дозволено заниматься торговлей со странами неверующих (ард аль-харб), если положения, касающиеся неверующих будут распространяться на торговцев, и не дозволено везти к ним оружие, лошадей и ничего из того, что поможет им собраться с силами против мусульман. Этого мнения придерживались ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, ‘Ата, ‘Амр ибн Динар и др.»

Главный аргумент в пользу этого — кораническое предписание совершать хиджру из страны неверующих, где мусульмане не имеют возможности открыто исповедовать свою религию: «Тех же, которые уверовали, но не совершили переселения, вы не обязаны защищать их, пока они не переселятся» (сура 8 «Трофеи», аят 72); «Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была достаточно велика, чтобы вы могли переселиться?» Их обителью станет геенна. Как же скверно это место прибытия!» (сура 4 «Женщины», аят 97).

Другой аргумент — достоверный хадис Джарира ибн ‘Абдаллаха аль-Баджали о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я отрекаюсь от любого мусульманина, который живет среди многобожников». Его спросили: «Почему?» Он сказал: «Огонь, который разжигают в доме одного, не должен быть виден в доме другого» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Комментируя этот хадис, Абу Суляйман аль-Хаттаби пишет: «В нем указание на то, что мусульманину нежелательно приезжать в страну неверующих (дар аль-харб) с целью торговли и оставаться там больше четырех дней» [Ма‘алим ас-сунан 2/272].

В другом хадисе, переданном Абу Давудом со слов Самуры ибн Джундуба, говорится: «Кто объединился с многобожником и поселился рядом с ним, тот уподобился ему». Его иснад слабый, однако имам аш-Шаукани пишет, что его смысл подтверждается аятом: «Если вы услышите, как [люди неверующие] отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не садитесь с ними, пока они не примутся за другой разговор, а иначе вы уподобитесь им» (сура 4 «Женщины», аят 140) [Науль аль-аутар 8/31].

Маликитский имам Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби в «Муфхиме» (4/69-70) пишет: «[Между учёными] нет разногласий по поводу того, что мусульманину не дозволено оставаться в странах неверующих, если он имеет возможность уехать оттуда, потому что на него распространяются положения, касающиеся неверующих, и потому что ему [его вере] угрожает опасность. Это положение будет оставаться в силе до дня воскрешения. А раз так, то мусульманину не дозволено ехать в страны неверующих ни с целью торговли, ни с другой целью, если в этом нет необходимости с точки зрения религии, как, например, в составе посольства или для освобождения мусульман. Известно, что Малик не принял во внимание свидетельство того, кто ездил в Индию с целью торговли».

В отличие от этих ученых, большинство законоведов, в том числе ханафиты, шафииты и ханбалиты, не считают поездку в страну неверующих и пребывание в ней запретной в своей основе.

Некоторые улемы разрешают выезжать в страны неверующих, если мусульманин имеет возможность открыто исповедовать там свою религию и ничто явно не угрожает его жизни и вере [Ад-Дурар ас-санийя 8/161-162]. Известно, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправлялись в торговые поездки по Средиземному морю, и среди них были Талха ибн ‘Убайдаллах и Са‘ид ибн Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайль (Ибн Абу ад-Дунья). Также сообщается, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр совершил торговую поездку в Бусру (ат-Табарани).

Другие считают, что выезжать в немусульманские страны без необходимости нежелательно, потому что там проще поддаться искушению или попасть под влияние обстоятельств, которые негативно повлияют на веру и нравственность мусульманина. Ханбалитский законовед Шараф-ад-Дин аль-Хаджжави пишет: «Нежелательно вести торговлю и отправляться в поездку во вражеские земли и вообще в страны неверующих, а также в земли хариджитов, притеснителей, рафидитов, еретиков, вводящих в заблуждение и т. п., а если мусульманин не может открыто исповедовать в них свою религию, то ездить туда запрещено» [Аль-Бахути. Кашшаф аль-кина‘. Т. 3. С. 131-132].

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 118); «Если они случайно встретятся с вами, то они окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими» (сура 60 «Испытуемая», аят 2).

Хорошо известно, что общение с неверующими ослабляет веру человека и что неверующие используют для этого самые разные средства. Это особенно ярко проявляется в содержании культурно-развлекательных программ, предлагаемых туристам, которые включают посещение концертных залов, дискотек, ночных клубов и т. п. Посещая такие заведения, мусульманин подвергает свою веру опасности, уподобляется людям невежественным и начинает перенимать их обычаи, поведение и культуру.

Как правильно отметил шейхульислам Ибн Таймийя: «Внешнее сходство и уподобление постепенно и незаметно приводит к сходству и уподоблению духовному. Мы видим, что иудеи и христиане, которые живут среди мусульман, святотатствуют меньше, чем остальные, и видим, что мусульмане, которые чаще оказываются в среде иудеев и христиан, бывают слабее верой, чем остальные мусульмане» [Иктида ас-сират аль-мустаким 1/548].

Поэтому некоторые современные улемы разрешают поездки в немусульманские страны только при выполнении нескольких условий [Маджму‘ фатава Ибн аль-‘Усаймин 6/131-132].

Во-первых, мусульманин должен обладать знаниями для того, чтобы уберечь свою веру от заблуждений и ошибочных суждений.

Во-вторых, он должен обладать набожностью и богобоязненностью, которые по воле Аллаха защитят его от соблазнов и искушений. Эти два требования вытекают из слов Всевышнего: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (сура 2 «Корова», аят 195), то есть не подвергайте опасности ни себя, ни тем более свою веру.

В-третьих, в такой поездке должна быть надобность, например, если человек отправляется в немусульманскую страну на лечение, для заключения торговой сделки или получения образования, которое он не может получить в мусульманском мире.

Если же мусульманин собирается провести отпуск, то для этого нет необходимости ездить в немусульманскую страну. Места для курортного или культурного отдыха есть и в мусульманских странах, куда верующие могут отправиться вместе со своими семьями. Кроме того, круглый год группы паломников отправляются в Мекку и Медину, где можно не только отдохнуть, но и совершить славные обряды поклонения и заслужить прощение и большую награду. Благоразумный верующий не станет отказываться от возможности совершить малое паломничество, смывающее грехи и приумножающее земной удел, ради поездки по странам неверующих, которая в конечном итоге принесет ему разочарование и сожаление. А Аллах знает лучше.