В Священном Коране сказано: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» (аль-Бакара, 225). Исходя из этого, все клятвы можно разделить на две категории: клятвы, за которые человек несет ответственность, и клятвы, за которые он не несет ответственности.

К первой категории относятся заведомо лживые и преднамеренные клятвы. Заведомо лживая клятва – это тяжкий грех, который можно искупить только искренним покаянием. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тяжкими грехами являются приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям, убийство человека и лживая клятва» (аль-Бухари).

Преднамеренные клятвы подобны обетам. Их нужно сдерживать только в том случае, если они не являются греховными. Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорен Ему, а кто дал обет ослушаться Его, пусть не делает этого» (аль-Бухари).

Если человек поклялся совершить грех, то он не должен делать этого, но обязан совершить одно из искупительных действий, упомянутых в Священном Коране (См. аль-Маида, 89). Если же он поклялся совершить обязательный, желательный или дозволенный поступок, то он должен сдержать клятву. Всевышний сказал: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите» (ан-Нахль, 91). 

За нарушение такой клятвы полагается совершить искупительные действия. Но если принесший клятву увидит, что нарушить ее будет лучше, то ему следует сделать это и совершить искупительные действия. Передают, что Абд ар-Рахман б. Самура рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты поклялся сделать что-нибудь, а затем увидел, что лучше поступить иначе, то искупи клятвопреступление и сделай то, что лучше» (аль-Бухари и Муслим).

Ко второй категории, как уже было отмечено, относятся клятвы, за которые человек не несет ответственности. Их также можно разделить на две группы.

К первой относятся непреднамеренные клятвы, которые нередко слетают с уст людей. В хадисе матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, говорится: «Это когда мужчина, будучи у себя дома, говорит: "Нет, клянусь Аллахом! Конечно, клянусь Аллахом!"» Аль-Бухари передал прерванную версию этого сообщения, а Абу Давуд передал его со слов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Ко второй группе относятся клятвы о том, что человек считает правдой, если впоследствии оказывается, что он ошибся. За такие клятвы мусульманин не несет ответственности и не должен совершать искупительных действий. А лучше всего об этом известно Аллаху!