У Пречистого Аллаха есть лик (ваджх), который не похож на лица творений. Мы признаём это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своём писании, а посланник, мир ему и благословение Аллаха — в своих хадисах.
Всевышний Аллах сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (сура 55 «Милостивый», аят 27)
. Комментируя этот аят, Ибн Джарир сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного лика, и поэтому слово “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)».
Некоторые из наших заблудших предшественников не признавали существование лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Самому Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не лику Господа, а к Нему Самому.
Опровергая данное суждение, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» (С. 21) пишет: «Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал: “Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Слово ваджх ‘лик’ здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово рабб ‘господь’ является определением к нему и стоит в родительном падеже. Если бы выражение ‘обладающий величием и великодушием’ относилось к Господу, то его следовало бы читать ‘обладающего величием и великодушием’».
Существование лика Аллаха также подтверждается Его словами: «Всё погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88)
.
Польза веры в лик Аллаха
1. Стремление к лику Аллаха посредством праведных деяний
Узнав, что провозгласил Аллах, мы обязаны устремиться к Его лику посредством наших благих деяний, как нам было приказано в ясных аятах Корана. Любые поступки, совершенные не ради Аллаха, тщетны и бесполезны: «Всё погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88)
.
Мы должны раздавать пожертвования, стремясь к Его лику: «Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к лику Аллаха, будет приумножена» (сура 30 «Римляне», аят 39)
.
Описывая Своих праведных рабов, Аллах сообщил, что они совершают поступки только ради Его лика, не желая ничего другого: «Мы кормим вас лишь ради лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (сура 76 «Человек», аят 9)
;
«[Богобоязненный] раздает своё имущество, очищаясь, не в оплату за милость, оказанную ему кем-либо, а только из стремления к лику своего Всевышнего Господа» (сура 92 «Ночь», аяты 18-20)
;
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику» (сура 18 «Пещера», аят 28)
.
В обоих «Сахихах» приводится хадис ‘Итбана ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к лику Аллаха» (аль-Бухари 425; Муслим 33).
2. Обращение к лику Аллаха за защитой
Именно так поступал Божий посланник , мир ему и благословение Аллаха. Передают со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что, когда был ниспослан аят: «Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”», пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я прибегаю к Твоему лику». Потом было ниспослано:
«…или из-под ваших ног», — он сказал: «Я прибегаю к Твоему лику». Потом было ниспослано:
«…или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (сура 6 «Скот», аят 65)
. Тогда он сказал: «Это легче» (аль-Бухари 7406).
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что, ложась в постель, посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах, я прибегаю к Твоему щедрому лику, к Твоим совершенным словам от зла всего, что Ты держишь за чуб! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех! О Аллах, не потерпит поражение Твоё воинство, и не будет нарушено Твоё обещание, и бесполезно пред Тобой богатство обладающего богатством! Пречист Ты и хвала Тебе! /Аллахумма инни а‘узу би-ваджхика-л-кярим ва би-кялиматика-т-таммати мин шарри ма анта ахизун би-насыйатихи! Аллахумма, анта такшифу-л-маграма ва-л-ма’сама! Аллахумма, ля йухзаму джундука ва ля йухляфу ва‘дука ва ля йанфа‘у за-л-джадди минка-л-джадд! Субханакя ва би-хамдикя». Хадис передал Абу Давуд, а шейх ал-Арнаут назвал иснад хадиса хорошим.
3. Удовлетворение просьбы того, кто просит ради лика Аллаха
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Предоставьте убежище тому, кто просит его ради Аллаха, и дайте тому, кто просит ради лика Аллаха» (Сахих Абу Давуд 4260).
4. Желание взглянуть на лик Аллаха
Передают со слов ‘Аммара ибн Йасира, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил во время мольбы: «О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервётся, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путём /Аллахумма би-‘илмика-л-гейби ва кудратика ‘аля-л-халкы ахйини ма ‘алимта-л-хайата хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-л-вафата хейран ли, аллахумма ва ас’алюка хашйатака фи-л-гейби ва-ш-шахадати, ва ас’алюка кялимата-л-хакки ва-л-‘адли фи-л-гадаби ва-р-рида, ва ас’алюка-л-касда фи-л-факри ва-л-гина, ва ас’алюка на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва ас’алюка-р-рида ба‘да-л-када, ва ас’алюка барда-л-‘айши ба‘да-л-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-л-имани ва-дж‘альна худатан мухтадин» (Сахих ан-Насаи 1237, 1238).
Комментируя слова Всевышнего: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
, пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя похожие высказывания Абу Бакра и Хузайфы, имам ал-Байхаки сказал: «На эту тему много сообщений, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах» (Аль-Асма ва-с-сифат 1/308).
В «Сахихе» Муслима (181) приводится рассказ Сухайба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26)
.
В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будут из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике» (аль-Бухари 7444, 4878; Муслим 180).
Покрывало на лике Аллаха
Передают со слов Абу Мусы, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью. Его покрывало из света (в версии Абу Бакра сказано: “из огня”), и если Он приподнимет его, то сияние Его лика сожжёт все творения, на которые попадёт Его взор» (Муслим 179).
Сомнения одного из передатчиков относительно слов «свет» и «огонь» не вредят хадису, потому что чистый огонь, со стороны которого Аллах обратился к пророку Мусе, тоже называют и светом, и огнём. Помимо того, Аллах назвал горящий в светильнике огонь светом. Что же касается чёрного огня, подобного пламени ада, то его никогда не называют светом.
Эти покрывала не позволяют рабам постичь Аллаха полностью (идрак). Облака и крыши домов тоже не позволяют людям увидеть солнце и луну, но под открытым небом солнце и луна ясно видны. Неправильно думать, что эти покрывала мешают Аллаху видеть. Мусульманин никогда не скажет такое, ибо ничто на небе и на земле не сокрыто от Аллаха. Но эти покрывала скрывают Его творения от Его сияния, как сказал об этом пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Если Он приподнимет его, то сияние Его лика сожжёт все творения, на которые попадёт Его взор». Таким образом, взор Аллаха постигает все творения, что же касается блеска и сияния, то они сокрыты за покрывалом из света или огня.