Для того чтобы разъяснить положение мутакаллимов, отрицающих качества Создателя, рассмотрим одно из Его величайших качеств — возвышение на троне. Относительно этого качества ведётся много разговоров и что многие отрицают его. Опираясь на логические рассуждения и диалектические аргументы, они выставляют истину ложью, а ложь — истиной. Тысячи людей, называющих себя мусульманами, отрицают это качество Господа небес и земли, руководствуясь логическими аргументами. Они говорят: «Признать вознесение на трон — значит уподобить Его творениям, но Аллах не похож на Свои творения. Следовательно, Он не находится над троном». Однако это неправильный вывод, потому что он противоречит ясному кораническому тексту.

Как пишет шейх аш-Шанкити, возвышение на троне — это качество совершенства и величия. Господь небес и земли хвалится тем, что Он находится над троном. На это указывает тот факт, что в Коране данное качество всегда упоминается наряду с изумительными атрибутами величия и совершенства, одним из которых оно является. В подтверждение сказанного шейх приводит тексты, в которых упоминается это качество.

1. В первый раз вознесение на трон упоминается в суре «Ограды»: «Поистине, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, Луна и звёзды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура 7 «Ограды», аят 54).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?

2. Во второй раз мы с ним встречаемся в суре «Йунус»: «Поистине, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознёсся на трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание? Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создаёт творение в первый раз, а затем воссоздаёт его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали. Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для неё фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счёт. Всё это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих. Поистине, в смене ночи и дня, а также том, что Аллах сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных» (сура 10 «Йунус», аяты 3-6).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его совершенство и величие?

3. В третий раз об этом говорится в суре «Гром»: «Аллах вознёс небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознёсся на трон. Он подчинил Солнце и Луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы обретёте убеждённость во встрече со своим Господом. Он — Тот, Кто распростёр землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих. На земле есть сопредельные участки, виноградные сады, посевы, финиковые пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их орошают одной водой, но одни из них Мы создаём более вкусными, чем другие. Поистине, в этом — знамения для людей разумеющих» (сура 13 «Гром», аяты 2-4).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?

4. В четвёртый раз мы встречаемся с этим в суре «Та ха»: «Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это [писание] ниспослано Тем, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознёсся на трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если ты будешь говорить громко, Ему всё равно известно тайное и скрытое. Аллах — нет божества, кроме Него, и у Него самые прекрасные имена» (сура 20 «Та ха», аяты 1-8).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?

5. В пятый раз об этом говорится в суре «Различение»: «Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознёсся на трон. Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» (сура 25 «Различение», аяты 58-59).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его совершенство и величие?

6. В шестой раз об этом говорится в суре «Земной поклон»: «Или же они скажут: “Он измыслил его”? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерёг людей, к которым до тебя не приходил предостерегающий увещеватель, — быть может, они последуют прямым путём. Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознёсся на трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помянете назидание? Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете. Таков Ведающий сокровенное и явное, Могущественный, Милосердный, Который превосходно создал всё, что сотворил, и начал создавать человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (сура 32 «Земной поклон», аяты 3-9).

Кто посмеет отрицать какое-либо из этих качеств, указывающих на Его величие и совершенство?

7. Наконец, в седьмой раз об этом говорится в суре «Железо»: «Он — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи. Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из неё, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит всё, что вы совершаете» (сура 57 «Железо», аяты 3-4).

Примечательно, что качества, которые эти невежественные люди считают недостатками, упомянуты наряду с другими изумительными качествами величия и совершенства. Аллах упомянул о них, чтобы восславить Себя, а они упрекают Господа небес и земли в том, что Он охарактеризовал Себя несовершенным образом, а потом отрицают и интерпретируют эти качества. Всё это указывает на невежество и неразумение тех, кто отрицает божественные атрибуты, интерпретируя их вопреки очевидному смыслу.