Шейх Мухаммад ал-Амин аш-Шанкити разъясняет классификацию атрибутов Аллаха, принятую сторонниками калама. Он разъясняет, какие атрибуты они признают, а какие отрицают, и указывает на их ошибки и неправильные выводы. Рассматривая коранические аяты, в которых упоминаются божественные качества, он доказывает недопустимость их отрицания на том основании, что эти качества также присущи творениям. Атрибуты Аллаха приличествуют Его величию, тогда как качества творений подразумевают их слабость и бессилие.
Шейх разъясняет, что учёные, углубившиеся в каламические рассуждения, ссылаются на аргументы, которые они называют рациональными и которые основаны на логических аналогиях. Они делят качества Аллаха на шесть видов:
а) качества, связанные с божественной сущностью (сифат нафсиййа);
б) качества, обладающие смыслом (сифат ал-ма‘ани);
в) адъективные качества (сифат ма‘навиййа);
г) качества, описывающие действия (сифат фи‘лиййа);
д) качества, отрицающие недостатки (сифат салбиййа);
е) собирательные качества (сифат джами‘а).
Все остальные качества они считают релятивными, не существующими самостоятельно, и это создаёт им большие проблемы.
Шейх аш-Шанкити пишет, что некоторые слова использованы в Коране и для описания качеств Творца, и для характеристики Его творений. Из Корана явствует, что соответствующее качество Творца небес и земли является реальным, как и соответствующее качество творений. Качество Творца приличествует Его положению, а качество творений соответствует их слабости и зависимости. Шейх разъясняет, что различия между качествами Творца и творений так же очевидны, как и различия между сущностью Творца и сущностями творений.
1. Качества, обладающие смыслом (сифат ал-ма‘ани)
Шейх пишет, что мутакаллимы признают только семь качеств, обладающих смыслом, и отрицают все остальные. По мнению сторонников калама, качества обладают смыслом только тогда, когда они характеризуют божественную сущность.
Мутакаллимы признают следующие семь качеств: жизнь (хайа), знание (‘илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам‘), зрение (басар) и речь (калам). Мутазилиты отрицают даже эти семь качеств, признавая только выводы, которые можно сделать из них. Они говорят, что божественная сущность могущественна, способна слышать, обладает знанием и живая. Вместе с тем они не относят могущество, знание, жизнь, слух и зрение к качествам Аллаха, избегая множественности извечного (та‘аддуд ал-кадим). Ошибочность и противоречивость этого учения ясна каждому благоразумному человеку, ибо если кто-либо не имеет знания, то его нельзя назвать «знающим без знания». Это противоречие ясно каждому, кто способен хотя бы немного размышлять.
Потом шейх приводит тексты, в которых упоминаются качества, обладающие смыслом, и подчеркнул разницу между атрибутами Творца и качествами творений.
Могущество
Мутакаллимы признают могущество Аллаха. В Коране сказано: «Поистине, Аллах всемогущ» (сура 2 «Корова», аят 20)
. Мы тоже признаем, что Всевышний Господь обладает могуществом, которое приличествует Его совершенству и величию.
В то же время Аллах охарактеризовал этим качеством и некоторые творения: «…кроме тех из них, которые раскаялись до того, как вы получили власть над ними» (сура 5 «Трапеза», аят 34)
. Он сказал, что творения тоже могут обладать могуществом и властью.
Мы знаем, что всё ниспосланное в Коране есть истина. Аллах обладает реальным могуществом, которое соответствует Его совершенству и величию, и творения тоже обладают реальным могуществом, реальными способностями, соответствующими их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между могуществом Творца и могуществом творений такая же разница, как между божественной сущностью Творца и сущностями творений. И как же велика эта разница!
Слух и зрение
Упоминание о том, что Всевышний обладает слухом и зрением встречается во многих аятах Корана: «Ведь Аллах — Слышащий, Видящий» (сура 58 «Препирающаяся», аят 1)
;
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11)
.
Однако Аллах охарактеризовал этими качествами и некоторые из творений: «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (сура 76 «Человек», аят 2)
;
«Как же ясно они будут слышать и видеть в тот день, когда явятся к Нам!» (сура 19 «Марьям», аят 38)
.
Мы нисколько не сомневаемся в том, что коранические откровения правдивы. Слух и зрение Аллаха реальны, они приличествуют Его величию и совершенству. Творения тоже обладают реальным слухом и зрением, и эти качества тоже соответствуют их положению, их зависимости, конечности и слабости. Между слухом и зрением Творца и этими качествами творений такая же большая разница, как между сущностью Творца и сущностями творений.
Жизнь
Об этом божественном атрибуте в Коране сказано: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (сура 2 «Корова», аят 255)
;
«Он — Живой, и нет божества, кроме Него» (сура 40 «Прощающий», аят 65)
;
«Уповай на Живого, Который не умирает» (сура 25 «Различение», аят 58)
.
Аллах также назвал живыми некоторые из творений: «…и сотворили всё живое из воды» (сура 21 «Пророки», аят 30)
;
«Мир ему в тот день, когда он родился, в тот день, когда он умрёт, и в тот день, когда он будет воскрешён к жизни!» (сура 19 «Марьям», аят 15)
;
«Он выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого» (сура 30 «Римляне», аят 19)
.
Мы твёрдо убеждены в том, что Аллах живёт реально, как это приличествует Его совершенству и величию, тогда как жизнь творений соответствует их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между жизнью Творца и жизнью творений существует такая же разница, как между сущностью Творца и сущностями творений, и эта разница весьма велика.
Желание
Это ещё одно качество Аллаха, упомянутое в Коране: «Он вершит то, что пожелает» (сура 85 «Созвездия», аят 16)
;
«Когда Он желает чего-либо, Ему стоит сказать: “Будь!” — как это сбывается» (сура 36 «Йа син», аят 82)
.
Вместе с тем Аллах сообщил, что некоторые творения тоже могут желать: «Вы желаете мирских благ» (сура 8 «Трофеи», аят 67)
;
«Они лишь хотели сбежать» (сура 33 «Полчища», аят 13)
;
«Они хотят погасить свет Аллаха» (сура 61 «Ряд», аят 8)
.
Несомненно, желания Аллаха реальны и приличествуют Его совершенству, а желания творений соответствуют их положению, бессилию, конечности и зависимости. И разница между желанием Творца и творений так же велика, как разница между сущностью Творца и сущностью творений.
Знание
Аллах назвал знание в числе Своих атрибутов: «Аллах знает о всякой вещи» (сура 24 «Свет», аят 35)
;
«Но Аллах свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию» (сура 4 «Женщины», аят 166)
;
«Мы непременно расскажем им [об их деяниях] на основании знания. Мы никогда не отсутствовали» (сура 7 «Ограды», аят 7)
.
Аллах также сказал, что знание присуще некоторым творениям: «Они обрадовали его вестью о знающем мальчике» (сура 51 «Рассеивающие», аят 28)
;
«Поистине, он обладал знанием, ведь Мы научили его, но большая часть людей не знает» (сура 12 «Йусуф», аят 68)
.
Безусловно, знание, присущее Могучему Создателю, реально и соответствует Его совершенству и величию. Оно объемлет всё сущее. Между тем знания творений соответствуют их положению, их конечности, их слабости и их зависимости. Но знания Творца так же сильно отличаются от знаний творений, как сущность Творца отличается от сущности Его творений.
Речь
Это ещё одно из божественных качеств. Всевышний сказал: «А с Мусой Аллах говорил словами» (сура 4 «Женщины», аят 164)
;
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежище, то предоставь ему убежище, чтобы он услышал Слово Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 6)
.
Вместе с тем Аллах сказал, что некоторые творения тоже обладают речью: «Побеседовав с ним, он сказал: “Сегодня при нас ты обрёл положение и доверие”» (сура 12 «Йусуф», аят 54)
;
«Их руки будут говорить с Нами» (сура 36 «Йа син», аят 65)
.
Вне всякого сомнения, речь Всевышнего Творца реальна, и она приличествует Его совершенству и величию, тогда как речь творений соответствует их положению, конечности, слабости и зависимости. Разница между речью Творца и речью творений так же велика, как разница между Его сущностью и сущностями творений.
2. Качества, отрицающие недостатки (сифат салбиййа)
Шейх аш-Шанкити пишет, что мутакаллимы называют качествами, отрицающими недостатки. Это качества, указывающие на абсолютное отсутствие чего-либо. Имеется в виду, что они отрицают существование у Аллаха атрибутов, не приличествующих Ему, но не указывают на особенности, характерные для Его божественной сущности.
Сторонники таких взглядов называют только пять качеств Аллаха, отрицающих недостатки. Шестого такого качества у них нет. Это извечность (кидам), вечность (бака’), несхожесть с творениями (мухалафа ли-л-халк), единственность (вахданиййа), самодостаточность (кийам би-нафсихи). Под последним они подразумевают, что Аллах не нуждается в пространственных ограничениях и месте.
Извечность (кидам) и вечность (бака’)
Шейх указывает на то, что мутакаллимы считают извечность и вечность атрибутами Аллаха, полагая, что Он охарактеризовал Себя этими качествами в словах: «Он — Первый и Последний» (сура 57 «Железо», аят 3)
.
Под извечностью они подразумевают отрицание небытия, которое предшествовало Аллаху. Термин кидам в их понимании имеет более узкий смысл, чем понятие азал. Последнее тоже означает «извечность», но в смысле «отсутствие начала», и это может относиться и к тому, что существует (например, к сущности и атрибутам Аллаха), и к тому, чего не существует. По мнению мутакаллимов, термин кидам указывает на отсутствие начала только у того, что существует, т. е. у сущности Аллаха, обладающей качествами совершенства и величия.
Шейх пишет, что Могучий и Великий Аллах использовал понятие кидам, характеризуя некоторые из творений: «Они сказали: “Клянёмся Аллахом, ты пребываешь в своём старом (кадим) заблуждении”» (сура 12 «Йусуф», аят 95)
;
«…пока она снова не уподобляется старой (кадим) пальмовой ветви» (сура 36 «Йа син», аят 39)
;
«…вы со своими древними (акдамун) отцами» (сура 26 «Поэты», аят 76)
.
Аллах также использовал понятие бака’ в отношении творений: «…и сохранили (бакун) только его потомство» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 77)
;
«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда (баки)» (сура 16 «Пчелы», аят 96)
. Несомненно, качества, которыми описаны творения, отличаются от качеств Аллаха.
Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются ни в Коране, ни в Сунне
Шейх подмечает, что Аллах не называет Себя «извечным» в Коране, и некоторые из ранних мусульман запрещали описывать Его таким качеством, потому что оно может подразумевать отсутствие в прошлом, например: «…пока она снова не уподобляется старой пальмовой ветви» (сура 36 «Йа син», аят 39)
;
«Ты пребываешь в своём старом заблуждении» (сура 12 «Йусуф», аят 95)
;
«…вы со своими древними отцами» (сура 26 «Поэты», аят 76)
.
Некоторые считают, что этот атрибут упомянут в одном из хадисов. Одни учёные соглашаются с тем, что его можно понимать так; другие считают, что это не доказано.
Что касается имён Ал-Аввал (Первый) и Ал-Ахир (Последний), упомянутых в аяте «Он — Первый и Последний» (сура 57 «Железо», аят 3)
, то соответствующими качествами охарактеризованы и творения: «Разве мы не погубили первые [поколения]? Вслед за ними Мы отправили последующие [поколения]» (сура 77 «Посылаемые», аяты 16-17)
.
Несомненно, эти качества Аллаха приличествуют Его величию и совершенству, тогда как в случае творений они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.
Единственность (вахданиййа) и самодостаточность (гина би-нафсихи)
Единственность — один из атрибутов Аллаха: «Ваш Бог — Бог Единственный (вахид)» (сура 2 «Корова», аят 163)
. Но это же слово было использовано при описании некоторых творений: «Их орошают одной (вахид) водой» (сура 13 «Гром», аят 4)
.
Аллах назвал богатство и самодостаточность в числе Своих качеств: «Если вы и все обитатели Земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (сура 14 «Ибрахим», аят 8)
;
«Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошёлся без них, ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (сура 64 «Обделение», аят 6)
.
Этим же качеством Аллах охарактеризовал некоторые творения: «Кто богат, пусть воздержится» (сура 4 «Женщины», аят 6)
;
«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (сура 24 «Свет», аят 32)
.
Качества, отрицающие недостатки, употребляются в Коране и при описании Творца, и при описании творений. Несомненно, качества, относящиеся к Творцу, приличествуют Его совершенству и величию, а качества творений соответствуют их слабости, конечности и зависимости.
3. Адъективные качества (сифат ма‘навиййа)
Потом шейх аш-Шанкити переходит к обсуждению семи качеств, которые мутакаллимы называют адъективными. Они имеют в виду то, что Аллах — Могучий, Желающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий и Разговаривающий. Суть этого вопроса в том, как именно Аллах обладает этими семью качествами. Мутакаллимы заявляют о существовании так называемого «адъективного состояния» (хал ма‘навиййа), промежуточного состояния между бытием и небытием. Не соглашаясь с этой концепцией, шейх пишет: «Совершенно ясно, что это вымысел и фантазия. Здравый смысл не допускает существование чего-либо между бытием и небытием. То, что не существует, отсутствует, и наоборот. Между этими состояниями нет ничего промежуточного, и это ясно каждому разумному человеку».
4. Качества, описывающие действия (сифат фи‘лиййа)
Потом шейх переходит к рассмотрению качеств, описывающих действия. Он отмечает, что в Коране часто встречаются такие качества, относящиеся и к Аллаху, и к творениям. Безусловно, качества Аллаха отличаются от качеств творений так же, как Его сущность разнится с их сущностями. Вот некоторые из таких качеств:
Наделение благами
Аллах сообщил, что Он кормит творения и одаряет их уделом: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 57-58)
;
«Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (сура 34 «Саба», аят 39)
;
«Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”» (сура 62 «Собрание», аят 11)
.
Аллах сообщил, что творения тоже могут одарить уделом и накормить: «Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него» (сура 4 «Женщины», аят 8)
;
«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (сура 4 «Женщины», аят 5)
;
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать пропитание…» (сура 2 «Корова», аят 233)
.
Конечно, действие, которым охарактеризован Аллах, отличается от соответствующих поступков творений так же, как Его сущность отличается от их сущностей.
Действие
Аллах описал определённые действия, которые Он совершает: «Неужели они не видят, что из того, что Мы сделали, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (сура 36 «Йа син», аят 71)
.
Он же сообщил, что творения тоже совершают определённые действия: «Поистине, вам воздается только за то, что вы совершали» (сура 52 «Гора», аят 16)
.
Несомненно, характеристика творения отличается от характеристики Творца так же, как Его сущность отличается от сущности творения.
Обучение
Аллах сообщил о том, что Он обучает творения: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (сура 55 «Милостивый», аяты 1-4)
;
«Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством пера — научил человека тому, чего тот не знал» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 3-5)
;
«…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (сура 4 «Женщины», аят 113)
.
Вместе с тем Он сообщил, что творения тоже обладают такой способностью: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их писанию и мудрости» (сура 62 «Собрание», аят 2)
.
Обе формы обучения упоминаются вместе в словах Всевышнего: «…которых вы обучаете из того, чему обучил вас Аллах» (сура 5 «Трапеза», аят 4)
.
Оповещение
Аллах сообщил, что Он способен передавать информацию и что творения тоже обладают такой способностью. Обе формы передачи информации упоминаются в аяте: «Вот пророк открыл тайну одной из своих жён. Когда же она рассказала её и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”» (сура 66 «Запрещение», аят 3)
.
Безусловно, действие Аллаха не похоже на поступки рабов, как и Его сущность не похожа на сущности творений.
Одаривание
Аллах охарактеризовал Себя дарующим: «Он дарует мудрость, кому пожелает» (сура 2 «Корова», аят 269)
;
«…и одарил Своей милостью каждого милостивого» (сура 11 «Худ», аят 3)
.
Он же сообщил, что этим качеством обладают и творения: «…и если одной из них вы подарили кантар» (сура 4 «Женщины», аят 20)
;
«Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (сура 4 «Женщины», аят 4)
.
Несомненно, различия между действием, которым охарактеризован Аллах, и поступками рабов так же очевидны, как различия между Его сущностью и сущностями рабов.
5. Собирательные качества (сифат джами‘а)
Потом шейх аш-Шанкити переходит к рассмотрению собирательных качеств: высокое положение (‘улувв), величавость (‘изам), величие (кибар), власть (мулк), гордость (кибр), мощь (джабарут), могущество (‘изза), сила (кувва) и т. д.
Высокое положение, величие и величавость
Аллах охарактеризовал Себя этими качествами и сказал: «…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (сура 2 «Корова», аят 255)
.
Он также подчеркнул Своё высокое положение и величие: «Поистине, Аллах — Возвышенный, Большой» (сура 4 «Женщины», аят 34)
;
«Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознёсшийся» (сура 13 «Гром», аят 9)
.
Аллах также назвал некоторые творения большими и величественными: «Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной (‘азим) горе» (сура 26 «Поэты», аят 63)
;
«Поистине, вы говорите ужасные (‘азим) слова» (сура 17 «Ночной перенос», аят 40)
;
«…и у неё величественный (‘азим) трон» (сура 27 «Муравьи», аят 23)
.
Некоторые творения Он назвал высокими, возвышенными: «Мы вознесли его на высокое (‘али) место» (сура 19 «Марьям», аят 57)
;
«…и оставили о них правдивую и громкую (‘али) молву» (сура 19 «Марьям», аят 50)
.
Другие творения Он охарактеризовал как большие: «…уготованы прощение и большая (кабир) награда» (сура 11 «Худ», аят 11)
;
«Нет! Это содеял их старший (кабир), вот этот» (сура 21 «Пророки», аят 63)
.
Нет сомнения, что эти собирательные качества (высокое положение, величие, величавость), которыми Аллах охарактеризовал Себя, отличаются от качеств творений так же, как сущность Творца отличается от их сущностей. И как сущность Творца несопоставима с сущностями творений, так и Его качества несопоставимы с их качествами.
Власть
Аллах назвал Себя обладающим властью: «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого» (сура 62 «Собрание», аят 1)
;
«…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (сура 54 «Луна», аят 55)
.
Этим же качеством Он охарактеризовал некоторые творения: «Царь (малик) сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных…”» (сура 12 «Йусуф», аят 43)
;
«Царь (малик) сказал: “Приведите его ко мне!”» (сура 12 «Йусуф», аят 50)
;
«Перед ними находился царь (малик), который силой отнимал все [неповреждённые] корабли» (сура 18 «Пещера», аят 79)
;
«Ты даруешь власть (мулк), кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 26)
.
Безусловно, Аллах обладает реальной властью, приличествующей Его совершенству и величию, и творения тоже обладают властью, которая соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости.
Мощь и гордость
Аллах назвал Себя могучим и гордым: «…Могущественного, Могучего, Гордого» (сура 59 «Сбор», аят 23)
.
Этими качествами Он охарактеризовал и некоторые творения: «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана (мутакаббир джаббар)» (сура 40 «Прощающий», аят 35)
;
«…и хватать [людей], подобно тиранам (джаббарин)?» (сура 26 «Поэты», аят 130)
;
«Разве не в геенне обитель возгордившихся (мутакаббирин)?» (сура 39 «Толпы», аят 60)
;
«Они молили о победе, и каждый упорствующий тиран (джаббар) оказывался в убытке» (сура 14 «Ибрахим», аят 15)
.
Несомненно, эти качества, которыми охарактеризован Творец, отличаются от качеств творений, подобно тому как Его сущность отличается от их сущностей.
Могущество
Аллах назвал могущество одним из Своих атрибутов: «Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 2 «Корова», аят 220)
;
«Или же у них сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (сура 38 «Сад», аят 9)
.
Этим качеством отличаются и некоторые из творений: «Жена могущественного мужа сказала…» (сура 12 «Йусуф», аят 51)
;
«…и одолел (‘азза) меня на словах» (сура 38 «Сад», аят 23)
.
В следующем аяте обе вышеназванные формы упомянуты вместе: «Могущество присуще Аллаху, Его посланнику и верующим» (сура 63 «Лицемеры», аят 8)
.
Безусловно, это качество, которым охарактеризован Аллах, разнится с качествами творений, подобно тому как сущность Творца разнится с их сущностями.
Сила
Аллах сообщил, что Он обладает силой: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 57-58)
;
«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Поистине, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 22 «Хадж», аят 40)
.
Он же сообщил, что этим качеством обладают некоторые творения: «…и приумножит вашу силу» (сура 11 «Худ», аят 52)
;
«Аллах — Тот, Кто создаёт вас слабыми. После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет её слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий» (сура 30 «Римляне», аят 54)
.
Обе формы упоминаются вместе в следующем аяте: «Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?” Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения» (сура 41 «Разъяснены», аят 15)
.
6. Качества, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях
Потом шейх аш-Шанкити рассматривает божественные атрибуты, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях. Одни относили их к качествам, описывающим действия (сифат фи‘лиййа), а другие — к качествам, обладающим смыслом (сифат ал-ма‘ани). По мнению шейха, они относятся к качествам, обладающим смыслом и характеризующим сущность Аллаха. Вот некоторые из них:
Сострадание и милость
Аллах назвал Себя сострадательным и милосердным: «Поистине, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный» (сура 16 «Пчелы», аят 7)
. Этими же качествами Он охарактеризовал некоторые творения. Так, о нашем пророке, мир ему и благословение Аллаха, в Коране сказано: «К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (сура 9 «Покаяние», аят 128)
.
Сдержанность
Аллах назвал Себя выдержанным: «Он непременно введет их туда, где они останутся довольны. Поистине, Аллах — Знающий, Выдержанный» (сура 22 «Хадж», аят 59)
;
«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный» (сура 2 «Корова», аят 235)
;
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк. Аллах — Богатый, Выдержанный» (сура 2 «Корова», аят 263)
.
Этим же качеством Он описал некоторые из творений: «Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 101)
;
«Поистине, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (сура 9 «Покаяние», аят 114)
.
Прощение
Пречистый Аллах назвал Себя прощающим: «Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 2 «Корова», аят 173)
;
«После этого Он простит, кого пожелает, и причинит мучения, кому пожелает» (сура 2 «Корова», аят 284)
.
Он же назвал прощающими некоторые из творений: «А если кто-либо проявит терпение и простит, то ведь в таких делах [надлежит проявлять] решимость» (сура 42 «Совет», аят 43)
;
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк» (сура 2 «Корова», аят 263)
.
«Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни Аллаха» (сура 45 «Коленопреклонённые», аят 14)
.
Безусловно, все эти качества, которыми охарактеризован Творец небес и земли, соответствуют Его совершенству и величию. Мы не имеем права отрицать их, опасаясь уподобления Его творениям. Творения тоже обладают такими качествами, но те соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.
7. Положение тех, кто отрицает качества совершенства и величия
Выявив недостатки каламического метода познания атрибутов Аллаха и детально разъяснив коранический метод, раскрывающий истину и проливающий свет на прямой путь, шейх аш-Шанкити подводит следующий итог: «В любом случае людям непозволительно отрицать качества, которыми Аллах описал Себя. Они не должны дерзить Господу небес и земли, заявляя, что Ему не приличествуют качества, которыми Он прославил Себя. Они не должны отрицать их, вымышляя новые атрибуты совершенства».