Убеждения в языке арабов
Слово «убеждения» часто слетает с уст, встречается в разговорах и беседах. Мы часто слышим, как люди говорят: «Я убеждён в том-то. Такой-то человек имеет хорошие убеждения. Исламские убеждения — главная причина великих побед ислама во все времена и в любой стране».
Что же имеется в виду под убеждениями? Каково лексическое значение этого слова? И какое значение оно приобрело в шариате?
Выражение ‘акд ал-хабл означает ‘завязывание шнурка’. В арабском языке значение слова ‘акд связано с понятиями ‘приверженность’, ‘подкрепление’, ‘подтверждение’. В Коране сказано: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
. Клятвы скрепляются намерением в душе и твёрдой решимостью. Такие клятвы отличаются от празднословных, которые человек произносит без твёрдого намерения.
Слово ‘укуд означает ‘самые твёрдые обязательства’. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура 5 «Трапеза», аят 1)
.
Арабы используют глагол и‘такада, когда что-либо становится твёрдым, прочным (Ибн Манзур. Лисан ал-‘араб. Т. 2. С. 836).
Убеждения в шариате
В исламе убеждения дополняют шариат, потому что ислам состоит из вероучения и шариата. Шариат включает в себя практические обязанности мусульман, связанные с поклонением Аллаху и взаимоотношениями между людьми. Вероучение не связано с практикой, а представляет собой знания, в которые каждый мусульманин обязан верить в душе, потому что Аллах передал их в Своём писании или через откровение, ниспосланное посланнику, мир ему и благословение Аллаха.
Основные убеждения, в которые Аллах приказал уверовать, содержатся в аяте: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. [Они говорят:] “Мы не делаем различий между Его посланниками”. И они говорят: “Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие”» (сура 2 «Корова», аят 285)
.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил эти убеждения в известном хадисе Джибрила: «Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, в Его писание, во встречу с Ним и в Его посланников, а также верил в воскрешение» (Бухари и Муслим).
Следовательно, убеждения в исламе охватывают знания, упомянутые в достоверных сообщениях от Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и мусульманин должен уверовать в них всей душой, признавая правдивость Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Убеждения несовместимы с сомнениями
Для того чтобы наши знания превратились в убеждения, мы должны твёрдо поверить в них и отбросить любые сомнения. Если есть сомнения, то знания называются не убеждением, а предположением. В словаре «ал-Му‘джам ал-васит» (2/614) говорится: «Убеждение — это положение, которое не вызывает сомнений у того, кто верит в него». Аргумент в пользу этого — слова Всевышнего: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытали сомнений» (сура 49 «Комнаты», аят 15)
;
«Алиф. Лам. Мим. Это писание, в котором нет сомнения…» (сура 2 «Корова», аяты 1-2)
;
«Господь наш! Ты соберёшь людей в день, в котором нет сомнения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 9)
.
Помимо того, Аллах упрекнул язычников, «чьи сердца испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» (сура 9 «Покаяние», аят 45)
.
Убеждения связаны с незримым миром
Следует отметить, что убеждения, которые должен разделять мусульманин, связаны с тем сокровенным, чего нельзя увидеть. Такие убеждения Аллах имел в виду, когда похвалил верующих, «которые веруют в сокровенное» (сура 2 «Корова», аят 3)
.
Люди не видят ни Аллаха, ни ангелов, не видят дня воскрешения. Что касается священных книг и посланников, то, на первый взгляд, они не относятся к сокровенному миру, так как их можно увидеть. Однако речь идёт о вере в их связь с Аллахом, т. е. в то, что посланники были отправлены Аллахом, а священные книги ниспосланы Им. Всего этого нельзя увидеть!
Убеждения бывают правильные и неправильные
Убеждения характерны не только для ислама. Последователи всех религий и вероучений обязательно имеют конкретные убеждения, определяющие их жизненный уклад. Это относится и к отдельным лицам, и к целым обществам. Убеждения делятся на две категории — так было со времён сотворения мира по нынешний день, и так будет до того, как Аллах унаследует Землю со всеми её обитателями:
1. Правильные убеждения. Их проповедовали благородные посланники Божьи. Они неизменны, потому что были ниспосланы Знающим и Всеведущим Аллахом, и невозможно представить, чтобы они менялись от одного посланника к другому, от одной эпохи к другой.
2. Неправильные убеждения. Это всевозможные ошибочные взгляды, плоды человеческих измышлений, выдуманные философами и мыслителями. Каким бы великим ни был человек, его познания ограниченны, относительны и формируются под влиянием окружающих его обычаев, традиций и идей.
Неправильные убеждения возникают и по причине искажения и изменения истинных убеждений, как это произошло с верованиями иудеев и христиан в наше время. Эти две религии были искажены очень давно, что и стало причиной их заблуждений, хотя в основе своей убеждения этих двух групп были здоровыми.
Где искать правильные убеждения в наше время?
В настоящее время правильные убеждения сохранились лишь в исламе, ибо эта религия защищена от искажения. Аллах обязался сохранить её и сказал: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и, поистине, Мы оберегаем его» (сура 15 «Хиджр», аят 9)
.
Убеждения других религий, если даже в некоторых из них есть доля правды, не являются абсолютной истиной и не проливают свет на неё. Здоровые убеждения не найти ни в иудаизме, ни в христианстве, ни в словах философов. Они сокрыты лишь в двух первоисточниках ислама — в Коране и в сунне. Это славные, чистые и светлые знания, которые убеждают человеческий разум при помощи аргументов и доказательств, заполняют душу верой, убеждённостью, светом и жизнью: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (т. е. Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведём прямым путём тех из Наших рабов, кого пожелаем» (сура 42 «Совет», аят 52)
.
Важность исламских убеждений
Исламские убеждения нужны, как воздух и вода, потому что без них человек гибнет, пропадает и теряет самого себя. Только исламские убеждения дают ответы на вопросы, которые во все времена беспокоили и даже приводили в замешательство умы людей: откуда я возник? Как возникла Вселенная? Кто создал всё это? Какими качествами обладает Творец? Какие у Него имена? Почему Он создал нас и Вселенную? Какая роль отведена нам в ней? Что связывает нас с нашим Создателем? Есть ли, помимо этого зримого мира, невидимые миры? Есть ли, помимо человека, другие разумные и мыслящие существа? Ожидает ли нас после этой жизни другая жизнь? Какой будет та жизнь, если она действительно наступит?
Сегодня нет такого учения, которое правдиво и убедительно отвечало бы на эти вопросы, кроме исламской религии. Те, кто не знает или не разделяет исламских убеждений, подобны несчастному поэту, пребывающему в замешательстве:
Я пришёл и не знаю, откуда, но я пришёл.
Я пред собою дорогу узрел и по ней ступаю.
Хочу я того или нет, я идти продолжаю
Как я пришёл? И как дорогу узрел? Я не знаю!
Молод я или стар в этом мире?
Свободен я или пленник в оковах?
Сам ли решаю свою судьбу иль нет?
Я бы хотел узнать, но — я не знаю!
Что есть мой путь? Велик он или мал?
Поднимаюсь я или падаю вниз?
Иду по тропинке или тропинка идёт?
Или все мы стоим, а время бежит?! Я не знаю!
Когда я был в незримом, безопасном мире,
Ведал ли я о том, что спрятан там?
О том, что появлюсь на свет?
Или я ничего не знал об этом? Я не знаю!
Интересно, перед тем, как стать человеком,
Я был ничем или был невозможен? Или был чем-то?
Есть ли у этой загадки решение? Или она вечная?
Я не знаю… Почему не знаю? Я не знаю!
Какое замешательство! Какое беспокойство доставляет это незнание человеческой душе! Разве дети этого века, утратившие знания о великих истинах, без которых жизнь нельзя привести в порядок, не заслуживают такого беспокойства?! Оно переполняет их сердца, причиняя душевные страдания и стесняя грудь.
Сравните их положение с положением мусульманина, который понимает и знает эти истины. Он испытывает душевный комфорт и находит покой. Он следует прямым путём к намеченной цели, зная, чем отличается и заканчивается его путь.
Прислушайтесь же к рассуждениям нашего поэта о смерти и судьбе:
Если смерть — это расплата, в чём грех чистой души?
Если это награда, в чём заслуга распутной души?
Если же нет ни награды, ни лишения,
К чему говорить о грехах и праведности? Я не знаю!
Если смерть — это сон, если после придёт пробужденье,
Почему наше прекрасное пробужденье не вечно?
И почему мы не знаем, когда наступит расставание?
Когда будет приподнята завеса и мы узнаем? Я не знаю!
Если смерть — это сон, наполняющий душу покоем,
Если это избавление, а не заточение, начало, а не конец,
Почему я не вожделею этого сна и не жажду кончины?
Почему душа так страшится её? Я не знаю!
Есть ли воскрешение после смерти и могилы?
Жизнь и вечность? Или исчезновение?
Слова людей правдивы или лживы?
Правда ли то, что некоторые знают? Я не знаю!
Если после смерти я воскресну душой и телом,
Интересно, я воскресну полностью или частично?
Воскресну ребёнком или стариком?
И вообще, воскреснув, узнаю ли я себя самого? Я не знаю!
Этот человек не знает своей участи, а ведь она интересует и волнует его. Он хочет быть уверенным в своей судьбе. Мы видим страдания и скорбь этого поэта, не ведающего о том, что его ожидает, что произойдёт с ним в будущем. Поистине, это заблуждение! Это страдания обременённой и изнурённой души, которую тяготит беспокойство о её будущем. Сколько же людей находятся в положении этого несчастного заблудшего поэта! Одни из них могут описать свои страдания и своё замешательство, а другие испытывают их, но их мысли остаются в плену их низменных страстей.
«Я не знаю», — вот их ответ на вечные вопросы. Так говорил не только наш поэт. Сократ, считающийся одним из величайших философов, говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Скептицизм вообще является древним философским учением.
Только благодаря исламу человек узнаёт, откуда он пришёл и куда направляется. Он узнаёт, зачем он существует и какая роль отведена ему в этом мире. Он приобретает истинные и правдивые знания. В этом и состоит разница между теми, кто обладает знанием, и теми, кто не знает: «Кто же следует более правильным путём: блуждающий с опущенным лицом или идущий по прямому пути, выпрямившись?» (сура 67 «Власть», аят 22)
.