Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи, прощении и верном руководстве. Мы каемся перед Ним и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших скверных деяний. Того, кого Аллах ведет прямым путем, никто не введет в заблуждение, а того, кого Он вводит в заблуждение, никто уже не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Я прошу Всевышнего Аллаха сделать эту книгу по исламскому вероучению полезной для ее автора, читателей и издателей, прошу сделать данный труд искренним и сохранить его на тот день, когда мы встретимся с Ним. Поистине, Аллах — Слышащий и Отзывчивый.
Название этой книги говорит само за себя. Она посвящена исламскому вероучению, взятому из двух главных источников — Писания Аллаха и сунны Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Именно на этих двух источниках были основаны убеждения первого поколения мусульман.
Не думаю, что кто-нибудь посмеет не согласиться с тем, что убеждения тех мужей были чистыми, подобно озерной воде в безветренный день, твердыми, подобно горным твердыням, и крепкими, подобно самой надежной рукояти. Посредством людей с такими убеждениями Аллах изменил ход мировой истории. Заслужим ли мы упрек, если вернемся к знаниям, взятым из источника, из которого испили самые благочестивые и лучшие из наших праведных предков?!
Многие заявляют о том, что опираются на Коран и сунну. Многие говорят об этом в проповедях и речах, но, приводя свои доводы, они поступают вопреки этому принципу и не руководствуются им на практике. Мы видим, что мнению людей они отдают предпочтение перед текстами Корана и сунны, а их образ жизни и поведение противоречат исламской религии. И поэтому в предисловии я подробно остановился на необходимости обращения к Корану и достоверной сунне в вопросах вероучения и права, а также рассмотрел сомнительные доводы некоторых из тех, кто отворачивается от сунны.
В предисловии исследованы и многие другие вопросы, в том числе дано определение термину «убеждения», разъяснена связь между вероучением, шариатом и верой, сформулировано отношение к тем, кто отрицает исламские убеждения или хотя бы одно из основных положений религии. Мы уделили немного внимания разъяснению сомнительных доводов тех, кто обвинял и продолжает обвинять людей в неверии только за то, что они совершают грехи.
В предисловии мы не упустили из виду и разъяснение принесенного исламом коранического пути веры. Мы показали разницу между ним и между философско-каламическим путем, принесшим мусульманской общине много несчастий. Я надеюсь, что мне удалось правильно определить различия между этими двумя путями, между их источниками и методами, способами аргументации и конечными результатами. В ходе исследования выявляется уникальность коранического пути и его особенностей.
В главе «Вера в Аллаха» приводятся аргументы в пользу существования Аллаха, обсуждаются сомнительные доводы атеистов, опровергаются мнения о том, что Вселенная возникла случайно или была создана природой.
Потом мы перешли к разъяснению двух способов познания нашего Господа — исследованию зримых знамений Аллаха и знамений, записанных в Его Писании. В ходе этого мы руководствовались кораническими текстами и хадисами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и посвященные данному вопросу главы легли в основу настоящей книги.
Поскольку этот вопрос представляет чрезвычайную важность и является главной причиной раскола в мусульманской общине, мы сочли необходимым разъяснить принципы, пользуясь которыми необходимо понимать священные тексты, повествующие об именах и атрибутах Аллаха. Мы перечислили важные правила, проливающие свет на этот вопрос и опровергающие взгляды тех, кто сбился с коранического пути веры.
В заключении мы осветили проблему единобожия, его смысл, правила его соблюдения и формулу «нет божества, кроме Аллаха». Мы изложили смысл данного выражения, его условия, а также пояснили, что противоречит единобожию и несовместимо с ним, а потому считается многобожием. Потом мы коснулись истории исламского вероучения, доказав несостоятельность теории об эволюции вероучения.
В процессе работы я пользовался имевшимися под рукой трудами ранних и поздних ученых. Некоторые из них перечислены в конце книги. Выбирая источники, я руководствовался исключительно методом, провозглашенным в названии этой книги.
Очевидно, одни будут довольны этим трудом, другие встретят его с неодобрением, но Аллаху, моему Господу, известно, что, сочиняя эти главы, я стремился лишь к Его довольству. Это не значит, что в данной книге одна только истина. Человеку свойственно ошибаться и на бумаге, и в суждениях, и только избранник Аллаха был защищен от заблуждения. Поэтому, пока я жив, я отказываюсь от всего сказанного мною, что противоречит словам Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Если же Аллах заберет мою душу до того, как я открыто признаю свою ошибку, то я повторяю слова имама аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб, и если вы увидите, что мои слова противоречат словам Посланника Аллаха , то отбросьте их».
Если Аллаху будет угодно, в будущем выйдут в свет и другие книги из данной серии, освещающие остальные основы мусульманского вероучения в таком же контексте. И я прошу Всевышнего Аллаха помочь мне говорить и поступать правильно, и нет силы и могущества ни у кого, кроме Него!
‘Умар Сулейман аль-Ашкар