Пречистый Аллах разговаривает, когда пожелает и как пожелает, и Его речь не похожа на речь творений. Аллах разговаривал с некоторыми из Своих созданий, и они тоже говорили с Ним. Одним из них был пророк Муса: «А с Мусой Аллах говорил словами» (сура 4 «Женщины», аят 164)
;
«Когда же Муса пришёл к назначенному Нами сроку и месту и Господь его заговорил с ним…» (сура 7 «Ограды», аят 143)
.
Аллах сообщил нам, о чём Он говорил с Мусой: «Он сказал: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя”. Он сказал: “Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своём месте, ты увидишь Меня”. Показавшись горе, Господь его разбил её и превратил в песок, а Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: “Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я — первый из верующих”. Он сказал: “О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Своему посланию и Своему разговору. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных”» (сура 7 «Ограды», аяты 143-144)
.
Аллах также беседовал с Адамом и Хаввой: «Тогда Господь их воззвал к ним: “Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что шайтан — ваш явный враг?”» (сура 7 «Ограды», аят 22)
.
Аллах также говорит с Джибрилом. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Всеблагой и Всевышний Аллах возлюбил раба, то Он зовёт Джибрила: “Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его”. Полюбив его, Джибрил обращается к небожителям: “Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его”. И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители земли» (аль-Бухари 7485; Муслим 2637).
В «Сахихе» аль-Бухари (7481) также сообщается, что Абу Хурайра рассказывал со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, ангелы складывают крылья, покоряясь Его Слову, которое поражает их, подобно удару цепи о камни. Когда же страх покидает их сердца, они говорят: “Что сказал ваш Господь?” Они же говорят: “Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий!”»
Ал-Бухари привёл этот хадис в качестве комментария к словам Всевышнего: «Ничьё заступничество перед Ним не принесёт пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их сердца, они скажут: “Что сказал ваш Господь?” Они скажут: “Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий”» (сура 34 «Саба», аят 23)
.
Посвятив этому аяту целую главу, имам ал-Бухари подчеркнул, что в аяте не говорится: «Что сотворил ваш Господь?», а говорится: «Что сказал ваш Господь?» В этой главе он привёл без иснада сообщение Масрука о том, что Ибн Мас‘уд сказал: «Когда Аллах произносит откровение, небожители слышат что-то, и когда страх покидает их сердца, а звук прекращается, они понимают, что это — Истина. Тогда они спрашивают: “Что сказал ваш Господь?”»
Он же привёл без иснада рассказ Джабира о том, что ‘Абдаллах ибн Унайс слышал, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах соберёт рабов и воззовёт к ним [громким] голосом, так что находящиеся вдали услышат его так же, как и находящиеся вблизи: “Я — Царь! Я — Судия!”» (Фатх аль-Бари 13/452).
Ал-Бухари в книге «Халк аф‘ал ал-‘ибад» (О сотворении деяний рабов, с. 149), комментируя данный хадис, пишет: «Это свидетельствует о том, что голос Аллаха не похож на голоса творений. Его голос — да святится имя Его! — одинаково хорошо слышен и вдали, и вблизи, а ангелы падают в обморок от него».
Аллах говорит голосом, который не похож на голоса творений, о чём сказано в хадисе, переданном ал-Бухари со слов Абу Са‘ида ал-Худри. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах скажет: “Адам!” Тот ответит: “Я здесь и готов служить Тебе”. Тогда Он воззовёт к нему [громким] голосом: “Поистине, Аллах приказывает тебе вывести из твоего потомства группу, посланную в огонь”» (аль-Бухари 7483, 4741; Муслим 222).
В день воскресения Аллах будет разговаривать с ангелами: «В тот день Он соберёт их вместе, а затем скажет ангелам: “Это они поклонялись вам?” Они скажут: “Пречист Ты! Ты — наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них”» (сура 34 «Саба», аяты 40-41)
.
Он обратится к неверующим, укоряя и порицая их: «В тот день Мы соберём из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать. Когда они придут, Он скажет: “Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не поняв их? Что же вы наделали?”» (сура 27 «Муравьи», аяты 83-84)
.
Он поприветствует обитателей рая: «Милосердный Господь приветствует их словом: “Мир!”» (сура 36 «Йа син», аят 58)
, а потом заговорит с ними.
Передают со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах скажет обитателям рая: “О обитатели рая!” Они ответят: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо — в Твоих руках”. Он спросит: “Вы довольны?” Они ответят: “Отчего нам не быть довольными, Господи, ведь Ты одарил нас тем, чего не дал никому из Твоих творений?!” Он скажет: “Не одарить ли вас тем, что лучше этого?” Они спросят: “Господи, что может быть лучше этого?” Он скажет: “Отныне Я доволен вами и никогда не разгневаюсь на вас”» (аль-Бухари 7518; Муслим 2829).
Словам Аллаха нет предела
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море”» (сура 18 «Пещера», аят 109)
.
Коран — Слово Аллаха
Коран — истинное Слово Аллаха, и в этом нет ни малейшего сомнения. Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежище, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 6)
;
«Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: “Дайте нам последовать за вами”. Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: “Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде”» (сура 48 «Победа», аят 15)
;
«Если бы все деревья земли стали перьями, а за морем [чернил] находилось ещё семь морей, то не исчерпались бы слова Аллаха» (сура 31 «Лукман», аят 27)
.
Комментируя этот аят, Ибн Касир (5/394) пишет: «Всевышний Аллах сообщил о Своей величавости, о Своём величии и высокомерии, о Своих прекрасных именах, возвышенных качествах и совершенных словах, которые никому не под силу объять. Никто не способен постичь их сущность и сосчитать их, как сказал господин всех людей:
«Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя» (Муслим 486).
Всевышний сказал: «Если бы все деревья земли стали перьями…» (сура 31 «Лукман», аят 27)
, т. е. если бы из всех деревьев на земле изготовили письменные трости, а океан превратился в чернила и в него влилось ещё семь океанов, чтобы записать слова Всевышнего Аллаха, указывающие на Его величие и могущества, а также на величие Его атрибутов, то трости не выдержав этого, сломались бы, а чернила закончились. Влейся в них множество океанов, они всё равно исчерпались бы».
Ал-Хасан ал-Басри сказал: «Если бы из всех деревьев на земле изготовили перья и океан превратился в чернила, а Всевышний Аллах отдавал Свои поручения, то океан бы иссох, а перья сломались бы». Правду изрёк Аллах, когда сказал: «Вам дано знать очень мало» (сура 17 «Ночной перенос», аят 85)
.