В хадисах содержится призыв к изучению прекрасных имён Аллаха, а тому, кто сосчитает их, обещан рай. Однако улемы разошлись во мнениях относительно смысла выражения «…и всякий, кто сосчитает их…»
Ал-Хаттаби пишет, что это выражение допускает несколько толкований:
1. Эти имена нужно перечислять одно за другим, не ограничиваясь некоторыми из них; нужно взывать к Аллаху посредством всех имён, восхваляя Его каждым из них, чтобы оказаться среди тех, кому обещана такая награда. Этому толкованию отдал предпочтение ал-Бухари. По его мнению, сосчитать имена Аллаха — значит запомнить их, поскольку в одной из версий хадиса сказано: «…и всякий, кто запомнит их…»
2. Сосчитать имена Аллаха — значит отдать должное каждому из них и поступать в соответствии с ними, т. е. размышлять над их значениями и выполнять вытекающие из них обязанности. Например, называя имя Ар-Раззак (Наделяющий уделом), молящийся должен быть уверен в том, что получит удел.
3. Сосчитать эти имена — значит понять их смысл полностью.
Существует мнение, что это значит поступать в соответствии с ними. Например, произнося имя Ал-Хаким (Мудрый), нужно подчиниться всем Его велениям и предписанной Им судьбе, признав всё происходящее следствием Его мудрости.
Ибн Баттал разъяснил, как нужно поступать в соответствии с именами Аллаха:
1. Если с этих имён можно взять пример, то раб должен стремиться к обладанию соответствующими качествами. Это относится к таким именам, как Ар-Рахим (Милосердный) или Ал-Карим (Великодушный).
2. Если имена относятся только к Аллаху, то раб должен признать их, смириться и не стремиться к обладанию соответствующими качествами. К таким именам относятся Ал-Джаббар (Могучий), Ал-‘Азим (Великий).
3. Имена, указывающие на Его обещание [о прощении и милости — К. Э.], нужно называть с надеждой и чаянием.
4. Имена, указывающие на Его угрозу, нужно называть со страхом и опасением.
Таким образом, сосчитать имена Аллаха — это значит запомнить их и поступать в соответствии с ними, поскольку даже заучивание наизусть Корана не приносит пользы тому, кто не поступает в соответствии с ним. Более того, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что среди тех, кто выйдет из религии, будут люди, которые будут читать Коран, хотя он не проникнет дальше их глоток.