В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У Аллаха девяносто девять имён, сто без одного, и всякий, кто сосчитает их, войдёт в рай. Поистине, Аллах — Единственный и любит нечётное» (аль-Бухари 6410; Муслим 2677).
Этот хадис указывает на то, что у Аллаха определённое количество имён, а именно — девяносто девять. Однако в свете этого возникают сложности в понимании следующего хадиса Ибн Мас‘уда, рассказанного со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если какого-либо раба постигли печаль и тревога и он сказал: “О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой чуб — в Твоих руках. Твоё решение относительно меня неотвратимо, и справедливо ко мне Твоё предопределение. Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Твоём писании, которым Ты научил кого-либо из Твоих творений или которыми Ты обладаешь в знании сокровенного. Сделай Коран весной моего сердца и светом моей груди. Удали посредством него мою печаль и развей мою тревогу /Аллахумма инни ‘абдука-бну ‘абдика-бну аматика насыйати би-йадика мадын фиййа хукмука ‘адлюн ‘фиййа кадаука, ас’алюка би-кулли-смин хува ляка саммейта бихи нафсака ау ‘алламтаху ахадан мин халькыка ау анзалтаху фи китабика ау-иста’сарта бихи фи ‘илми-л-гейби ‘индака ан тадж‘ала-л-кур’ана раби‘а калби ва нура садри ва джалаа хузни ва захаба хамми”, — то Аллах непременно избавит его от тревоги и скорби, заменив их радостью». Его спросили: «Посланник Аллаха, не выучить ли нам эти слова?» Он ответил: «Конечно, всякому, кто услышит их, следует выучить их» Ахмад (1/391).
Восхваляя Пречистого Господа, пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя» (Муслим 486).
Сложность заключается в том, что из данного предания следует, что среди имён Всевышнего Аллаха есть такие, которые Он не ниспослал в Своём писании, которым Он обучил лишь некоторых из Своих рабов или же не обучил никого. Между тем хадис Абу Хурайры указывает на то, что все девяносто девять имён Аллаха ниспосланы и известны рабам, о чём свидетельствует выражение «…и всякий, кто сосчитает их…» Их нельзя было бы сосчитать, если бы они не были ниспосланы и известны нам. Из всего сказанного следует, что имена, которые известны только Аллаху или некоторым из Его рабов, не относятся к этим девяноста девяти именам.
Таким образом, правильное мнение заключается в том, что имён, которые упомянуты в писании Аллаха или в хадисах Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, всего девяносто девять, не больше. Это количество подтверждается ясными словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…и всякий, кто сосчитает их…» Остальные имена нам неизвестны, поскольку они сокрыты в божественном знании Аллаха либо открыты лишь некоторым творениям. В противном случае, какой смысл говорить о существовании девяноста девяти имён Аллаха?!
Ранние мусульмане были единодушны относительно обязательности веры во все прекрасные имена Аллаха, в качества, на которые они указывают, и в деяния, которые связаны с ними. Например, среди имён Аллаха — Ал-Кадир (Всемогущий). Следовательно, обязательно верить в то, что Аллах всемогущ, что Его могущество совершенно и что всякая вещь является следствием Его могущества.
Также необходимо верить в то, что все имена Всевышнего прекрасны: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (сура 7 «Ограды», аят 180)
. Некоторые из них перечислены в суре «Сбор»: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (сура 59 «Сбор», аяты 22-24)
.